новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 123 (9644) вторник, 11 октября 2005 года

ПРАЗДНИК ЛЮБВИ К ДЕТЯМ

(Недавно в республике широко отмечался Общероссийский День воспитателя)
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Как сообщила заведующая кабинетом дошкольного образования Института повышения квалификации работников образования РИ Фатима Катиева, во многих районах Ингушетии День воспитателя вылился в настоящее всенародное торжество.
***
Атмосфера торжества царила в Сунженском Доме культуры, где собрались на свой профессиональный праздник многие работники дошкольных образовательных учреждений. Ветераны педагогического труда получили награды за вклад в дело воспитания подрастающего поколения и услышали немало добрых слов в свой адрес.
***
Состоялось торжество по поводу празднования Дня воспитателя в дошкольном образовательном учреждении № 2 "Малышок" г. Карабулак. Тепло поздравили воспитателей представители городской Администрации, вручив им за плодотворную работу грамоты и денежные премии.
***
Большой праздник, посвященный Дню Воспитателя, прошел в Малгобеке. Он состоялся на базе детского сада № 2 "Гнездышко". На этом торжественном мероприятии присутствовали начальник дошкольного образования Министерства образования РИ Ф. Танкиева, заведующая дошкольным кабинетом ИПКРОРИ Ф. Катиева, начальник Управления образования Малгобекского района Х. Картоева, заместитель главы Администрации г. Малгобек Л. Гайтукиева и другие.
Благодарные слова в свой адрес услышали многие опытные работники дошкольного образования, в том числе заведующая ДОУ № 2 Ф. Акиева, старший воспитатель ДОУ № 6 Л. Мержоева, воспитатель ДОУ № 3 Н. Катиева.
Воспитатели продемонстрировали свое педагогическое мастерство, показав целую Программу современных методик обучения детей. Ставили сценки. Пели песни. Читали стихи, причем и собственные…
На торжестве присутствовали ветераны труда: заведующая ДОУ № 5 Л. Кулбужева, зав. яслями № 3 Т. Чурилова, заведующая ДОУ № 6 М. Цечоева и многие другие.
От имени Администрации г. Малгобек Л. Гайтукиева вручила лучшим воспитателям денежные премии и ценные подарки.

МЕСЯЦ В ЛАДОНЯХ

Наскочил на крышу месяц
И разбился месяц,
Ярко брызнули осколки:
Три, четыре…десять.

Сразу звезды загрустили
Над сосною колкой…
Я бегу искать скорее
Рыжие осколки.

Вот они - в траве высокой!
Собираю вместе.
Вдруг в моих ладонях вспыхнул,
Ожил ясный месяц.

А потом я новый месяц
Запустил повыше:
- Осторожней, Ваша светлость,
Обходите крыши!

ДЕТСКИЙ САД СО ВСЕХ СТОРОН…
Или о новом адресе обмена опытом:
Ингушетия-Санкт-Петербург
Любопытный факт: Санкт-Петербургская газета "Детский сад со всех сторон" в развороте "Давайте в мир смотреть глазами маленьких…" (№ 7, 2005) представила опыт работы дошкольных учреждений Ингушетии. Собственно говоря, коллеги из города на Неве воспользовались аналитическим материалом на эту тему из нашей газеты "Сердало". Конечно, приятно, что в других регионах России знакомятся с работой лучших воспитателей республики.
На страницах газеты "Детский сад со всех сторон" воспитатель детсада "Солнышко" Надежда Катиева поведала о том, как она обучает детей искусству беседы:
- Мы много разговариваем с детьми о содержании книжных иллюстраций, а также организуем для них беседы с персонажами сказок. Запомнился малышам разговор с ними пятилетней Залины. Девочка отказалась дружить с недоброжелательной героиней, потому что сама тянется к добру…
Воспитатель детского сада №2 (г. Малгобек) Райхант Танкиева рассказала о деятельности самодеятельного театра, участниками которого являются ее воспитанники:
- Дети взрослеют, и тогда я обращаюсь к сказкам. Перед своими слушателями ставлю задачу не только запомнить прочитанное, но и самим обыгрывать сказочные сюжеты. Малыши всей группой учатся двигаться как лисичка, заяц, медведь….Не все дети способны передать характер персонажей, но с каким восторгом они относятся к нашему маленькому театру! В нем появляются свои незаменимые артисты.
В своей работе Райхант Танкиева и другие воспитатели обращаются к устному народному творчеству. Например, загадки находят в книге известного ингушского фольклориста Ибрагима Дахкильгова "Мудрые наставления наших предков".
В газете "Детский сад со всех сторон" можно найти новые игры для детей, описание оригинальных эстафет, образцы детского фольклора Испании, советы психолога из Восточно-Европейского Института Психоанализа, а еще - "Записки неугомонного родителя"...
Газета "Детский сад со всех сторон" учит общаться с детьми творчески и, конечно, беззаветно их любить!

"СЫПЛЮТСЯ МОНЕТКИ ДЕТСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ…"
(из книги Татьяны Бабушкиной "Что хранится
в карманах детства")
ДЛЯ ТОГО, чтобы в вашем сердце и сердце вашего ребенка ожило настоящее родовое Яблоко, нужно сначала, возможно, вечером, собраться и вспомнить все, что Яблоко для вас сделало. Постараться припомнить, есть ли какие-то тайные связи между ранним утром, портфелем и маминой рукой, которая его туда клала…Есть ли в вашей памяти дерево, куда вы смело залезали в поисках не только вкусности, но и приключений?
Наверняка какие-то ниши вашего Детства заполняло чувство Яблока, его округлость, вкус, запах. Помните ли вы, как пахло то Яблоко? Каким цветом было определено Яблоко вашего детства? Задайте себе вопрос, каким является ваше Яблоко по вкусу, цвету, запаху и потом можно будет убедиться, что у каждого оно свое.
С ЧЕМ отправиться к ребятам, что должно быть в необъятной котомке, если вы решили говорить о Яблоке? Стоит найти плоды разных цветов в чуть большем количестве, чем будет детей на этой встрече. Возьмите с собой какое-нибудь красивое, если можно, деревянное, желательно небьющееся блюдце. Для чего - вы потом узнаете.
Если у вас хватит сил и терпения, ситца и помощи родителей, то попробуйте сшить еще одно блюдце, только матерчатое, мягкое, шитое вашими усилиями.
…Итак, вы вместе с яблоками и детьми оказались в том пространстве, где все давно известно и знакомо. Сейчас у вас есть возможность расширить его, наполнить воздухом сентябрьского сада, в центре которого верхушкой возвышается швабра-дерево с листвой из накинутых авосек, пакетов зеленоватого цвета, что помогает создать реальную образность плодоносного дерева.
…А если вы пригласите маленькую Еву в наш дивный сад, оставите ее наедине с яблоней, и в тишине взглядов приложите румяный плод к таким же румяным щечкам девочки, к ее макушке, к ушкам, получится сравнение, где яблоко является неожиданно, таинственно - и в образе хранителя женской красоты.

КРИЗИС ДВУХ-ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
o В современной психологической литературе посвящено море страниц описанию кризиса двух-трехлетних детей. Его трудно не заметить, часто мамы детей этого возраста говорят: ребенка как будто подменили. Как он проявляется?
o Вдруг вы замечаете, что с ребенком все сложнее бывает договориться. Он становится упрямым, все воспринимает в штыки, активно сопротивляется воздействию взрослых. Упрямство приносит и самому ребенку негативные переживания…
o Если ваш ребенок кричит, постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию. Это очень важное открытие для ребенка: мир не зависит от моих чувств, есть что - то постоянное в этом мире - например, материнская любовь. Ребенку, для которого такое открытие произошло, впоследствии будет необходимо гораздо меньше криков и истерик, чтобы его точку зрения приняли.
o В этом возрасте ребенок нащупывает границы своего психического пространства, и чрезвычайно важным моментом являются запреты, с которыми он встречается. Конечно, запреты должны быть обоснованы.
o Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции.
Айтен Юран,
психолог-психоаналитик, преподаватель Восточно-Европейского Института Психоанализа

(По материалам газеты "Детский сад со всех сторон", Санкт-Петербург)


Акция нашей газеты

"В ЧЕМ ЛЮДИ ОДИНАКОВЫ"
- этот спектакль по мотивам сказки Джанни Родари поставлен Назрановским ДОУ №6 "Звездочка". Сценарий детям подарен коллективом газеты "Сердало"

СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ "В ЧЕМ ЛЮДИ ОДИНАКОВЫ" ОТЛИЧАЕТСЯ МНОГООБРАЗИЕМ ОРИГИНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ И ЧЕТКОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ. ОН ОБОГАЩЕН ПРЕКРАСНЫМИ СТИХАМИ ВАЙНАХСКИХ ПОЭТОВ: ИНГУША ДЖЕМАЛДИНА ЯНДИЕВА И ЧЕЧЕНЦА ЖАМАЛДИНА МАХМАЕВА

ТЕМА МИРА БЕЗГРАНИЧНА, КАК САМА ВСЕЛЕННАЯ. ДЛЯ ИНГУШЕЙ ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ.
…ВАЙНАХИ ИЗДАВНА ПРИНИМАЛИ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ И ДАЖЕ БРАТАЛИСЬ С НИМИ. В ЭТОМ ПРОЯВИЛИСЬ ВЫСОКИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА, ПРИСУЩИЕ ЖИТЕЛЯМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. ОНИ ПОЛУЧАЮТ СВОЕ РАЗВИТИЕ В НОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЕТСАДА "ЗВЕЗДОЧКА"

…ОДНАЖДЫ маленький мальчик разбирал свои елочные игрушки. Вот красивая зеленая елочка. Вот Зеркало - блестит, как озеро! Вот фигурка Пастуха. А вот Старушка жарит каштаны.
Вышла Девочка Лейла с гармошкой. Улыбается краснокожий Индеец. Лихо танцует Маленький Джигит…Летит, быстрый, как ветер, Самолет с Пилотом-Путешественником, которому больше всего на свете нравится Джейрахский район Ингушетии!
Это начало сценария будущего спектакля по мотивам сказки Джанни Родари, над которым этим летом вдохновенно работали малыши из дошкольного образовательного учреждения № 6 "Звездочка" (г.Назрань) под руководством своих воспитателей.
Когда сценарий появился в "Звездочке", заведующая Лидия Шадиева с удовольствием прочитала этот литературный материал с привнесенным ингушским колоритом. Сразу после ремонта детсада началась совместная творческая работа малышей и взрослых: репетиция за репетицией… Дети горячо откликнулись на основной призыв сказки: жить в гармонии со всем миром. Особенно им понравилась следующая сценка:
Показался Маленький Джигит.
Пастух: А ты кто такой? Почему танцуешь?
Маленький Джигит: У нас в Ингушетии живут очень хорошие люди. Они любят труд, а еще танцы. Хочешь, я спляшу лезгинку?
Пастух: Не хочу!
Маленький Джигит: Почему ты такой упрямый? Всем людям на свете нравятся кавказские танцы! У нас есть известный ансамбль танца "Ингушетия". Артисты ездят по разным странам, и люди удивляются: как они отлично танцуют! Наши костюмы красивые. Видишь, у меня есть старинный кинжал?
Пастух: Караул! Я боюсь кинжала!
Маленький Джигит: Не бойся! Это же игрушка!...Мой кинжал означает смелость всех мужчин Кавказа…
Лидия Алаудиновна Шадиева благодарна коллективу газеты "Сердало", с которым детсад " Звездочка" связывает теперь творческое сотрудничество:
- Сценарий нас действительно захватил... Сразу видно: над ним поработали люди, которые любят детей! Столько интересных героев! Важно, что есть яркие ингушские персонажи. Очень актуальна сама тема интернационализма. Герои хотят дружить со всеми людьми на свете - независимо от цвета кожи. Вот почему нас привлекла замечательная сказка Джанни Родари.
Тема мира безгранична, как сама Вселенная… Для ингушей она представляет особую ценность. Чтобы понять справедливость этого утверждения, достаточно обратиться к этимологии слова "вайнахи". "Наши люди" - вот что оно обозначает. Вайнахи издавна принимали на своей земле представителей разных народов и даже братались с ними. И в этом проявились высокие идеи гуманизма, присущие жителям Северного Кавказа. Они получают свое развитие в нашем спектакле.
…Пастухи у Джанни Родари вечно недовольны появлением пришельцев, а наш Маленький Джигит (четырехлетний Темарлан Чемурзиев) сумел одного из них заинтересовать лезгинкой. Пилот (малыш Руслан Куркиев) решил отвезти Пастуха в Джейрахский район: "Знаешь, как там красиво? Высокие горы, свежий воздух и хороший санаторий. Хочешь отлично отдохнуть и набраться сил?" Дети под руководством музыкального руководителя Марины Алаудиновны Гадаборшевой и воспитателя Азы Алихановны Боголовой репетируют охотно. Надеемся, зрителям наша постановка понравится.
Сценарий спектакля "В чем люди одинаковы" отличается многообразием оригинальных сюжетов и четкой интернациональной направленностью. Он обогащен прекрасными стихами вайнахских поэтов: ингуша Джемалдина Яндиева и чеченца Жамалдина Махмаева.
Слова Доброго Волшебника завершат будущий праздник малышей: "Мы хотим мира. Пусть все дети на планете дружат между собой!"
На репетициях спектакля "В чем люди одинаковы" малыши из "Звездочки" старательно выговаривают "взрослые" слова. А такие, как "Мама", "Ингушетия" и "Мир" произносят очень легко: они им особенно близки.
Итак, скоро состоится премьера детского спектакля…

Джемалдин ЯНДИЕВ
МАТЬ ПОЕТ
Месяц тонет в дымке тонкой,
Гаснет сонный небосклон.
Мать баюкает ребенка,
А над ним
Летает сон.
В дом вступает сновиденье,
Дрема ходит в серебре;
Мать поет,
И спит селенье,
Спит селенье
На горе.
Перевёл А. Тарковский

Жамалдин МАХМАЕВ
НА ПРОГУЛКЕ
Мы по лесам ходили,
Бродили по полям.
И все, что находили,
Делили пополам.

Тебе-клубничку,
Мне - клубничку.
Тебе - цветок,
И мне - цветок…

Не поделить ли нам, сестричка,
И облака, и ручеек?
А может, первым делом
Мы солнышко поделим?

Нет!
Солнце, рощи и ручьи -
Они - для всех,
Они - ничьи.

Мы их делить не будем:
Пусть дарят радость людям!

Опыт
А У НАС ЗИМОЙ РОЗА ЗАЦВЕЛА…
ИГРОВЫЕ приемы направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятиях. Игру предлагает детям педагог. Впрочем, включаясь в предлагаемую ситуацию, дети сами выдвигают игровые задачи.
Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок говорит: "Посажу "божью коровку" на листочек, и она поползет (Рисует). А сейчас еще одна прилетит…"
Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество задач, развивать сюжетно-игровой замысел.
Иногда в начале занятия педагог ограничивается лишь постановкой игровой задачи "Испечем куклам оладушки") и продолжает обычную учебную работу. Детям пообещали игру, но она не состоялась, потому что не последовало игровых действий - основы любой игры, - с помощью которой и решаются интересные задачи. Например, можно предложить малышам сделать Лодочки (аппликации), чтобы помочь Зайчикам перебраться через речку. Дети "сажают" в них Зайчиков, потом "плывут" по реке, выбираются на берег и т.п.
Лодки с кривым парусом (небрежно выполненные аппликации) могут перевернуться, поэтому они Зайцам не нравятся! Подсказанный педагогом сюжет игры малыши развивают дальше: "ремонтируют лодку", "спускают ее на воду"… Игровые приемы развивают у детей творческие способности. Как-то воспитанники средней группы нашего детсада играли с Зайцем. Они придумывали сказки, героем которых была эта игрушка, рисовали для него Морковку в поле. Но Зайчик не мог туда попасть из-за препятствия: перед ним была речка…Воспитатель предложил сделать (нарисовать) мостик из тонких прутиков. Потом в игру был включен другой персонаж - Мишка. Он не смог пройти по тонкому мосту, и для него дети изобразили отдельный мост из толстых бревнышек.
Малыши, обеспокоенные тем, чтобы Мишка не упал в реку, предложили нарисовать перила! А Зайчику разрешили пройти по мосту только с Мамой-Зайчихой!
Так в процессе игры фантазия маленьких художников развивает сюжетный замысел.
…В НАШЕЙ группе растет куст лимона. Дети за ним бережно ухаживают. Однажды я принесла детям настоящий плод. Мы его разрезали, выпили чай. А потом я сказала детям, что и на нашем кусте скоро вырастут плоды. Мной заранее были нарисованы на отдельных листах кусты лимона (для каждого ребенка), и дети с интересом дополняли готовые рисунки предметом овальной формы…
Обыгрывая ситуацию, дети "срывали" плоды, "нюхали" их, "пробовали" на вкус, угощали ими кукол…
А кто мешает нам этой зимой вырастить другое чудесное растение? И определить для малышей новую задачу: "А у нас прекрасная роза зацвела! Давайте в ее честь устроим красивый праздник!"…
Валентина ТУРШАТОВА,
воспитатель детского сада №2 (г.Малгобек)

"У НАШЕГО СЫНА НАДЕЖНЫЙ СТАРШИЙ ДРУГ!"
(слово о воспитателе)
Своего сына Ахмеда мы отдали в детсад, когда ему еще не было трех лет. Он стремился к общению со старшими малышами, и в этом нам пошла навстречу Валентина Алексеевна Туршатова - человек, горячо любящий детей. Мальчик был окружен добротой. Благодаря удивительным личным качествам воспитателя адаптационный период для сына прошел успешно. Сегодня мы говорим Валентине Алексеевне: "Спасибо за то, что вы "приросли" к дошкольному делу! Именно такие люди должны работать с малышами!"
Дома наш Ахмед рассказывает о том, как его хвалят за хорошее дежурство, правильный поступок. Валентина Алексеевна создает детям условия психологической защищенности, делает все, чтобы каждый ребенок ощущал эмоциональный комфорт. Она старается познать внутренний мир наших детей, и этим дорога их родителям.
Очень весело в садике проходят праздники. В процессе театрализованных игр, на концертах воспитатель учит малышей главному - умению общаться друг с другом. Мы довольны тем, что наш сын имеет такого надежного старшего друга, как Валентина Туршатова!
Семья ГЕТАГАЖЕВЫХ

Подготовила М.ГОРТИКОВА



Футбол. 2-й дивизион. Зона "Юг" 23-й тур

Уходим в отрыв
"Ангушт" "Текстильщик"
4 (2-0) 1

МЯЧИ ЗАБИЛИ
Ю. Гугуев 3,80
Э. Шаповалов 83
З. Джохадзе 45
М. Хасханов 76
4:1 высветило табло Назрановского городского стадиона по окончанию матча лидера зоны с командой, занимающей последнее 13-ое место в турнирной таблице. После трудной игры на выезде с ФК "Автодор" тренеры дали команде всего сутки на отдых.
Казалось бы, чего бояться: приезжает безнадежный аутсайдер, одолеем и так. Но этот аутсайдер уже однажды прыгнул выше головы, выиграв в Пятигорске у ФК "Машук-КМВ", кроме того, в "Текстильщик" в период дозаявок пришли 7 футболистов из "Ротора". Вот и думайте сами, почему Умар Мархиев собрал свою команду через день после приезда из Майкопа…
Несмотря на быстрый гол, этот матч нельзя назвать легкой прогулкой. Гости предстали быстрой техничной командой, и если текстильщикам чего не хватает, так это опыта, в остальных компонентах игры они мало в чем уступают другим командам южной зоны.
Уже на 3-й минуте Юсуп Гугуев мастерски замкнул фланговую передачу слева четким ударом в створ ворот. Болельщики еще только подходили и не все из них увидели эту атаку. Забив быстрый гол, "Ангушт" заиграл посвободнее. Команда хорошо комбинировала, особенно хорошо удавались подключения к атаке защитников и игроков средней линии. В течение первого тайма наши еще не раз могли увеличить счет, но сделали это только на 45 минуте. Мяч после затяжной атаки "Ангушта" забил Зураб Джохадзе. 2:0 счет вполне приемлемый, но не окончательный.
Во втором тайме "Ангушт" продолжал атаковать, но и гости не сидели сложа руки. В одной из атак "Текстильщика" наши ворота спасла штанга. Меньше повезло камышанам, на 76 минуте гости нарушили правила центрального круга. Штрафной в исполнении наших игроков завершил Магомед Хасханов, обыграв вратаря камышан 3:0. И это еще не все.
Через 4 минуты вновь гости нарушают правила. Магомед Хасханов бьет по воротам, мяч отскакивает к Юсупу Гугуеву и счет становится 4:0. Гугуев делает в этой игре дубль. Но через 3 минуты камышанам удается размочить счет. Навес с углового замыкает Эдуард Шаповалов 4:1. Победа в этой игре укрепляет наше лидирующее положение.
После игры футболистов и тренеров с победой поздравил Президент Ингушетии, приехавший на стадион во втором тайме. Мурат Зязиков поблагодарил игроков и тренеров за зрелищную игру и пожелал им удачи в оставшихся играх.
Следует отметить, что в этом туре в Волгограде встречались наши главные конкуренты. "Ротор-2" выиграл на своем поле у ФК "Машук-КМВ" со счетом 2:1. "Спартак" УГП дома обыграл "Краснодар-2000". "СКА" на своем поле уступил "Олимпии" 1:2, "Сочи-04" в Сочи одолел "Автодор" 3:2, а "Судостроитель" в родных стенах проиграл нашему следующему сопернику "Торпедо" 1:2. До конца первенства еще три тура. Интрига в самом разгаре. Подождем еще немного.

М. ХАНИЕВ,
спортивный обозреватель


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru