новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  1 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 123 (9644) вторник, 11 октября 2005 года

ПРИЗВАНИЕ - ВРАЧ

"Кто принимает решение - лечить людей, должен понимать всю ответственность, которую он берет на себя. Для меня самое большое поощрение и высокая награда, если пациент, которого мы выписываем, говорит, что получил лечение и искренне благодарит". В этих словах, сказанных с доброй улыбкой, от души, весь Магомед Таркоевич Куштов - врач-кардиолог с 27-летним стажем работы.
С будущей профессией Магомед Куштов определился, заканчивая среднюю школу, получив благословение отца и поддержку дяди.
- Родился я в высылке, как и мои сверстники, в Казахстане. Там, в Петропавловске, пошел в первый класс. Учебу продолжил уже дома в г.Орджоникидзе (Владикавказе), когда в 1957 году наша семья вернулась на родину. Первая моя попытка поступить в мединститут не увенчалась успехом - конкурс был большой. Год я проработал на заводе, одновременно готовился к экзаменам, сдал их, при повторном поступлении и прошел по конкурсу, но отучился всего два с лишним месяца. Меня призвали в Советскую Армию, хотя в том 1968 году вышел указ, освобождающий студентов ВУЗов от службы, но военком (помню его фамилию - Ермолаев) был непоколебим. Отслужил два года в Ленинграде, приехал в 20 числах ноября, пришел в мединститут и говорю декану, что хочу восстановиться. Он меня начал отговаривать, что учебный процесс начался почти три месяца назад, в январе уже зимняя сессия и мне лучше отложить восстановление на следующий год. Но я настоял на своем. Декан спрашивает: "Ты что, по-боевому настроен?" Я говорю: "Да".
- Догнали однокурсников?
- Конечно. Зимнюю сессию сдал успешно, а затем и вся учеба, хотя и давалась нелегко, была не в тягость, ведь я сознательно выбрал профессию врача. Интернатуру после окончания мединститута я проходил в 6-ой городской больнице Грозного, это был мой выбор. Затем по направлению стал работать во 2-ой городской больнице Малгобека. В 1985 году, когда построили назрановскую городскую больницу (теперь Ингушская республиканская клиническая больница), при котором было кардиологическое отделение на 40 коек, перевелся в Назрань. Потом начались эти смутные перестроечные времена, стали меняться главные врачи больницы, отделение наше, видимо, чтобы освободить лечебный корпус для каких-то иных целей, "упразднили", и в 1992 году перенесли сюда - в Крепость (ныне - Назрановская городская больница). Здесь при терапевтическом отделении открыт стационар на 20 коек. Лечим людей, исходя из своих возможностей.
Возможности небольшой команды Магомеда Куштова (два врача, шесть медсестер) ограничены в плане условий, но не в самом подходе к лечению больных.
- У нас есть необходимое оборудование для диагностики, определяем болезнь (инфаркт миокарда, порок сердца) и проводим лечение, - говорит зав. отделением кардиологии. - Конечно, в современных условиях развития медицины основное внимание должно уделяться профилактике, предупреждению болезней. Раньше больные стояли на учете в поликлинике, их обследовали на дому. Определялись хронически больные и больные с 1 степенью риска, которые предрасположены к болезням. За ними постоянно следили, назначали амбулаторное лечение. Сейчас этого нет. Соответственно, стационар у меня заполнен круглый год.
- Магомед, что повлияло на выбор специальности именно врача-кардиолога?
- Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире очень высокая. У нас это тем более проблема, ведь мы не умеем жить размеренно, спокойно. К тому же, наш народ все время несет очень большие психологические нагрузки, помимо физических. Последние годы наша помощь людям втройне необходима, в связи с событиями в регионе, стрессовыми ситуациями.
- Болезни омолодились? Сейчас много об этом говорят.
- Да. У меня в прединфарктном состоянии лежит 33-летний парень, немало случаев, когда в 37-38 случается инфаркт. Это разве возраст? Многие, после 40 лет страдают ишемической болезнью сердца. Лет 25 назад такого распространения болезней не было. Инфаркт в 60 лет уже считался молодым. Большое распространение получили гипертонические заболевания, связанные с повышенным давлением, сахарный диабет. Вот вам факторы риска. В республике обязательно должно быть специализированное кардиологическое отделение с блоком интенсивной терапии. Я не говорю, что нужно строить отдельное лечебное учреждение, но отделение на 40-60 коек просто необходимо. Для лечения инфарктного больного нужны определенные условия с монитором наблюдения за его состоянием, а у нас сегодня такие больные лежат в реанимации, где находятся пациенты после тяжелой операции, огнестрельного ранения.
- Согласитесь, здравоохранению в республике последние годы уделяется большое внимание, но до всего не доходят руки…
- Согласен, как и с тем, что и в средствах становящаяся Ингушетия ограничена. Внимание, безусловно, уделяется значительное. Мы, например, по любому вопросу можем обратиться к главному врачу больницы Беслану Бекботову, от которого очень многое зависит.
Каждая наша заявка на медикаменты, оборудование удовлетворяется. Главврач требует от нас только одного - качественного лечения, а вопросы снабжения нас всем необходимым снимаются оперативно. До сих пор, что немаловажно, от пациентов не было жалоб и на питание.
- Больные отмечают и постоянное внимание к себе, чистоту в палатах, значит у вас сработавшаяся команда, есть взаимоуважение, взаимопонимание?
- Без этого какая слаженная работа, тем более, если речь идет о лечебном учреждении! Со мной работает врач-кардиолог Жанна Эсмурзиева, хороший специалист и отзывчивый человек. Старшая сестра Лейла Чимурзиева практически незаменима, палатные и дежурящие в ночную смену медсестры отлично справляются со своими обязанностями, в общем, жаловаться на команду грех и поэтому у нас низкий процент смертности по отделении.
- Я заметил у вас здесь много молодых девушек…
- Они проходят интернатуру после института. Может быть, в будущем некоторые из них станут хорошими врачами-кардиологами. Теория, конечно, хорошо, но для того, чтобы стать настоящим специалистом - необходима практика.
- Есть среди них подающие надежды?
- Обязательно. Хава Оздоева, например. Закончила наш университет (медфак). Знания хорошие, но главное - есть желание. Магомед Гандалоев заканчивает университет и уже сегодня показывает себя как грамотный врач. Я могу смело доверить ему дежурство. Еще есть молодые люди, которые успешно оканчивают ординатуру в Москве, Санкт-Петербурге. Поэтому я говорю, что нам необходимо отдельное специализированное кардиологическое отделение, чтобы наши специалисты работали в своей республике.
Магомед Таркоевич Куштов отец четверых детей. Старший сын Рустам работает в органах внутренних дел, дочь Диана окончила ИнгГУ - временно не работает, второй сын Тимур окончил технический ВУЗ, младшая Лейла - первоклашка, супруга Марем - домохозяйка. Недавно Указом Президента РИ М.М.Зязикова Магомеду Куштову присвоено почетное звание "Заслуженный врач Республики Ингушетия".
- Это - моя первая награда за 27 лет работы. До сих пор даже грамоты не было, - улыбается он. - Честно говоря, я как - то даже не задумывался о наградах, просто делал свое дело. Конечно, приятно, когда твой труд высоко оценивается. Я признателен Президенту за эту оценку.
- Труд этого человека - благороден, но он должен быть и благодарным, - отметили в беседе с автором материала члены Правления Ингушского общенационального Союза "Даймохк" - Активного представителя нашего Союза Магомеда Долгиева недавно отвезли в больницу в прединфарктном состоянии.
В кардиологическом отделении Назрановской городской больницы его, в прямом смысле, поставили на ноги. Он один из многих благодарных Магомеду Куштову за профессионализм и человечность. Поэтому, мы - представители "Даймохка" - со своей стороны инициировали присвоение ему звания "Заслуженный врач РИ" и поздравляем его с этой высокой наградой, которой он достоин. Счастья ему, успехов в нелегкой, но самой человечной работе.

Х. ПЛИЕВ



ПРИЗНАНИЕ, ЗАРАБОТАННОЕ СЕРДЦЕМ

Еще в седой древности (XII век) учитель Омара Хайяма Насир-ад-Дин говорил своим ученикам: "У саранчи пять способностей, но ни одного таланта. Она бежит, но не быстро, летает, но не высоко, ползает, но только по земле, плавает, но не долго, копает, но не глубоко. В каждом из вас тоже заложены способности. Сколько их, я пока не знаю. И моя задача - хотя бы одну из них довести до совершенства".
Думаю, что учитель ингушского языка и литературы, а также русского языка из Нестеровской средней школы №1 Балаева Хадижат Юсуповна сродни наставнику великого персидского поэта и философа.
Ведь она, талантливо раскрывая способности своих воспитанников, готовит себе достойную смену - творческих молодых учителей, которые с благодарностью возвращаются в родную школу в новом качестве, чтобы продолжить дело любимого учителя.
Хадижат Юсуповна окончила в 1985 году среднюю школу ст. Нестеровской и в этом же году устроилась воспитателем в Нестеровскую восьмилетнюю школу, а в 1986 г. поступила на филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета, который успешно окончила в 1991 году, и сразу вышла на работу в родную школу учителем ингушского языка и литературы. В течение пяти лет по совместительству работала по своей специальности из-за нехватки кадров в средней школе №2 ст. Нестеровской. Она, как пчелка, по настоящее время трудится преданно в своей "первой", не чуждаясь и не пасуя ни перед одним образовательным направлением.
Ей интересно все: и приемы преподавания, и искусство общения, и учебная литература, и эксперимент, и работа чиновника. Емкое название всему этому - самопознание.
Как-то Джордано Бруно, который 10 лет провел в стенах богатейшей библиотеки своего времени, заметил: "Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу". А вот Хадижат Юсуповна имеет печаль в глазах, а глаза - зеркало души. Из поэзии близким своему душевному состоянию назвала стихотворение Юсупа Чахкиева:

Ма к1езига доаг1а сийрда денош,
Ма лоаца я саго йоаккха ха.
Даа ца кхувш дусараш хьегош
Сиха дода сага вахар д1а.
Мел хьо ваьхача а дусаргдолаш
Д1аьха доаца маьлха дуне да,
К1оарга уйла йича: Даьлах тешаш,
Наха везаш вахар - корта ба.

Призналась, ценит творчество Гирихана Гагиева, а также личностные качества известного ингушского поэта.
В 1998 и 2001 учебных годах выпустила в большую жизнь 48 выпускников. Хадижат Юсуповна с гордостью называет из них: Горбакову Заиру Мовлиевну, Аушеву Залину Юсуповну - учителей ингушского языка и литературы, Горбакову Малику, которая учится на ингушском отделении ИнГУ, выбрав "наьна мотт" - самый нежный и милый сердцу язык.
На сегодня Хадижат Юсуповна - классный руководитель 11 "б" класса, который она ведет с 5-го класса. Ежегодно ее учащиеся принимают самое активное участие в олимпиадах и занимают призовые места. В прошедшем учебном году по ингушскому языку было три первых места в районной олимпиаде: Горбакова Мадина (10 "в"), Хутиева Милана (10 "в"), Балаева Ася (9 "в"), а затем в республиканской олимпиаде:
I - место - Горбакова Мадина, III - место - Балаева Ася и Хутиева Милана.
В конкурсе 2004-2005 учебного года на лучшее сочинение на тему "Ингушетия - вчера сегодня, завтра" Горбакова Мадина заняла III - место. Об этой ученице Хадижат Юсуповна говорила с особым чувством: "Она постоянный участник олимпиад и носитель определенных знаний по ингушскому языку и литературе. Кстати, она участвовала в научно-практической конференции, посвященной 155-летию Чаха Ахриева, проходившей в Галашкинской средней школе № 1 в мае 2005 г."
Профессиональная биография Хадижат Юсуповны насыщена творчеством, поиском, утверждением своего "я".
В 1994 году по приглашению руководства методкабинета Сунженского района работала по совместительству в качестве методиста по учебной литературе.
С 2000 года - руководитель школьного методобъединения учителей ингушского языка и литературы. В 2001 году прошла профессиональную переподготовку в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования, в результате чего ей присвоена квалификация "Педагог-психолог в сфере образования".
В 2003 году Хадижат Юсуповна состязалась в высшем профессиональном конкурсе "Учитель года", давала уроки "Мастер-класс", где представила свою педагогическую концепцию, выстраданную, выпестованную сердцем, где четко сформировано ее педагогическое кредо: "Обучая - воспитывать, воспитывая - обучать". Она говорит:
"Моя задача, чтобы слово, произносимое мной, было "тончайшим прикосновением к сердцу", "живой водой", орошающей думы и чувства детей".
На этом конкурсе жюри единогласно отдало ей I-е место в районе.
Хадижат Юсуповна считает, что личность определяется тем, что знает, что ценит, что и как созидает, с кем и как общается. Она рассказывает, что до сих пор задает себе два вопроса: 1) Повезло ли мне с выбором профессии? и 2) А повезло ли людям, что я выбрала профессию педагога? - и это, несмотря на двадцатилетний педагогический стаж. И тут же добавляет, что ей повезло, а чтобы осчастливить свое окружение (учащихся, коллег, родителей и всех остальных) я готова быть любопытной, юной, самокритичной, впитывать все самое лучшее от своего ингушского народа и мировой культуры.
Свою работу она строит, опираясь на личность учащегося. У нее нет страсти к личной славе.
Хадижат Юсуповна растворяется в детях, жаждет их успешности во всем.
Она вызывает на откровение каждого учащегося своим доверительным, трепетным голосом. Она скромна, эмоциональна и эта эмоциональность защищена присущей ей элегантностью. В ней гармонично сочетается и светское и национальное.
Присутствуя на уроке литературы в 10 "б" классе в этом учебном году, я в очередной раз наслаждалась колоритом и мудростью моего родного ингушского языка, и грустила, признаюсь своим читателям, от того, что беден мой лексикон ингушского языка. Вслушайтесь в звуки "са наьна мотт". Что может быть роднее, мягче, ближе! Тема урока "Национальный фольклор, его жанры".
Хадижат Юсуповна обращается к классу с благодарностью за сотрудничество, общение.
Учащиеся по группам раскрывают мораль и смысл каждого жанра переносят в реальную жизнь, строят прогнозы, делают логические заключения, приводят примеры из личных семей.
Учитель говорит: "Если учителю не скучно наедине с самим собой - он всегда будет интересен своим ученикам. Считаю своим долгом обучать ребят умению учиться. Умение учиться - значит постепенно становиться собственным учителем". В своем архиве Хадижат Юсуповна имеет массу благодарностей от учащихся и их родителей, коллег и администрации школы. Читая признательные письма родителей, я восхищалась их восприятием педагогической профессии, как высоко они оценивают труд творческого учителя, преданного их детям, осознавая все тонкости и трудности учительской работы.
Директор Нестеровской средней школы № 1 Роза Османовна Базгиева высоко оценивает качество работы своего учителя. Она выразила свое отношение к творчеству нашей героини: "Все самые лучшие мысли и слова я адресую Хадижат Юсуповне. Она человек надежный, ответственный и последовательный. Ведь не случайно она избрана в конце прошлого учебного года руководителем районного методобъединения педагогов-психологов". Она у нас заслуженно признанный учитель. Всех благ ей и здоровья. Так же успешно она ведет уроки русского языка и литературы в 5 "а" и 11 "б" классах".
Все сказанное о Хадижат Юсуповне резюмировала методист Института повышения квалификации учителей ингушского языка Аушева Марем Абдуловна:
"Умница, труженица. Быть учителем ингушского языка - ее призвание. Она заряжает учащихся любовью к своему предмету, воспитывая в них осознание принадлежности к своему народу".
Думаю, что комментарии к этому излишни. Зная ее на протяжении всей педагогической деятельности, убеждаюсь, что искренний труд, благородные намерения вызывают в сердцах многих людей, особенно детей, желание выразить свою признательность такому учителю как Хадижат Юсуповна.

Л. БОЛГУЧЕВА,
заслуженный учитель РИ



Укрепления, воздвигаемые мусульманином против шайтана

ПЕРВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: искренность.
Искренность - это путь спасения от шайтана по его же признанию.
Всевышний Аллах говорит языком шайтана в Коране: "Он сказал: "Мой Господь, за то, что Ты сбил меня, я разукрашу им то, что на этой земле. И я собью их всех, кроме Твоих искренних рабов". (Аль-Хиджр, аяты 39-40)
Шайтан признался в своем бессилии сбить искренних рабов Аллаха.
Он тот, который делает добрые дела и не любит, чтобы его хвалили за это.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, великий Аллах принимает из дел только те, которые были совершены ради него".
(об этом рассказал Ан Нисани.)

ВТОРОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: поклонение единому Аллаху.
Когда шайтан похвалялся Аллаху, что он собьет с истинного пути Адама и его потомство, Аллах ответил ему, объяснив, что существует группа людей, над которой он не может взять власть, и сказал: "Постине, рабы Мои, у тебя нет власти над ними…" (Аль Хиджр, аят 42)

ТРЕТЬЕ УКРЕПЛЕНИЕ: придерживаться Джамаата.
Нахождение в Джамаате отпугивает шайтана и вызывает благосклонность Аллаха. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, волк съедает отдалившуюся от стада овцу". (Об этом рассказал Абу Дауд).
Умар Ибн Хаттаб рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)сказал: "Тот, кто хочет середину рая, пусть находится в Джамаате, поистине, шайтан с одним человеком, а от двоих он отдаляется". (Об этом рассказали Ахмад и Ат-Тирмизи).
Джамаат требует от мусульманина два условия: 1) Находиться в Джамаате по убеждению, а также его убеждение должно быть подобным убеждению первого поколения, то есть, сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и последующих поколений, которые шли по их пути. Ибн Масуд сказал: "Джамаат- это то, что совпало с истиной, если даже ты один".
2) Быть в рядах Джамаата, то есть, душой и телом быть с людьми истины, где бы они ни были. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Группа из уммы будет придерживаться истины, и не вредит им то, что другие их оставили без поддержки. Пока не придет повеление Аллаха, в то время, когда они будут в таком положении".

ЧЕТВЕРТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: групповой намаз.
Пренебрежение групповым намазом насылает на человека шайтан.
Абу Дарда рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если трое находящихся либо в селе, либо в пустыне не совершают групповой намаз, шайтан берет власть над ними, так что придерживайся группового намаза, ведь волк съедает отдалившуюся от стада овцу" (об этом рассказал Абу Дарда).

ПЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: придерживаться Корана и Сунны.
Самый лучший метод для защиты от шайтана - это придерживаться Корана и Сунны, изучая их и практикуя. Коран и Сунна пришли прямым путем, а шайтан борется, чтобы отвести нас от этого пути. Всевышний Аллах сказал: "И это - Моя дорога, прямая; следуйте же по ней, и не следуйте другими путями, чтобы они не сбили вас с Его пути. Это Он завещал вам, - может быть, вы станете богобоязненными! (Скот, аят 153).
ШЕСТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: прибегать к помощи Аллаха.
Знай, что ты сможешь победить шайтана только при помощи Аллаха.
И если ты хочешь избавиться от козней шайтана, то прибегай к помощи Аллаха, Он тебя защитит от него.

СЕДЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: совершение хороших дел.
Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: " Если человек читает аят с поклонением, то когда он совершает земные поклоны, шайтан отдаляется от него, плача и говоря: " Горе мне, человеку было повелено совершить земной поклон, он совершил его, и этим заслужит Рай. И мне было повелено совершить земной поклон, а я отказался, и этим заслужил Ад".(Об этом рассказал Муслим).

ВОСЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: прибегать к Аллаху, произнося (1аузубиллах1иминашайт1анирражим)
"Я прибегаю к Аллаху во избежание проклятого сатаны".
Места и обстоятельства, где следует произносить эти слова:
1) Когда почувствуешь наваждение шайтана и его наущение. Великий Аллах сказал:
"Если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к Аллаху". (Преграды, аят 200). 1аузубиллах1иминашайт1анирражим
1) Во время чтения Корана Великий Аллах сказал:
"Когда ты читаешь Коран, то прибегай к Аллаху от проклятого шайтана". (Пчелы, аят 98).
2) Во время входа в туалет. Сподвижник Пророка (Да Благословит его Аллах и приветствует) Анас рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда заходил в туалет, говорил:
"О мой Аллах, я прибегаю к тебе от шайтана мужского и женского пола". (Текст согласован).
3) Во время совершения намаза. Джубайр рассказал, что он видел, как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда он совершал намаз, говорил: "Аллах превелик, хвала Аллаху много раз и свят Он утром и вечером (три раза). Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана, от его высокомерия, от его песен и от его касания".
4) Во время приступа гнева. Однажды двое поругались в присутствии посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). У одного даже нос был готов разорваться от сильного гнева. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Я знаю слово, если он его скажет, гнев его пройдет". Они сказали: "А что это за слово, о, посланник Аллаха?" Он сказал: "Я прибегаю к Аллаху во избежание проклятого шайтана".
5) Во Время лаяния собак и крика ослов Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Когда вы услышите крик ослов, то прибегайте к Аллаху от шайтана: они увидели шайтана. А когда вы услышите крики петухов, то просите у Аллаха милости: они увидели ангелов". (Текст согласован).
Джабир сказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Когда вы услышите лаяние собак и крики ослов ночью, то прибегайте к Аллаху: они видят то, чего вы не видите".

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru