новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 113 (9488); вторник, 5 октября 2004 года

Мира, счастья, успехов!
Дошкольное образование
ЛЮБИТЕ ДЕТЕЙ ВСЕМ СЕРДЦЕМ! (из выступления Фатимы Катиевой, заведующей кабинетом дошкольного образования ИПК работников образования РИ)


Презентация Всероссийского Дня воспитателя и дошкольных работников - наш общий большой праздник! Детство - это особый период в жизни каждого человека. Воспитатель - особая потрясающая профессия, ориентирующая быть соратником ребенка в его путешествии по широким просторам Детства. Вспомним историю возникновения дошкольных учреждений в России. Примерно в эти дни в 1863 году в стране был открыт первый детский сад. Дошкольное образование в России развивалось благодаря энтузиазму педагогов Е.Н. Водовозовой, Л. Г. Шлегер, Е.И. Тихеевой…, Лучшие педагоги наших дней - Р.Б. Стеркина, Т.Н. Доронова, Л. М. Динякина и другие. И в нашей родной республике немало профессионалов, посвятивших свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Чтобы понять психологию маленького ребенка, который не всегда может объяснить, что его волнует, надо многое знать, понимать, чувствовать сердцем. В наших дошкольных образовательных учреждениях немало одаренных педагогов, любящих свое дело. Среди них Таисия Чурилова, Мария Гетагажева, Макка Цечоева, Фадиман Акиева, Любовь Плиева, Лейла Шадиева и многие другие. Они всей душой откликнулись на призыв выдающегося педагога Ш. Амонашвили "Если хотите развить в себе Божий дар педагога, - любите ребенка". Они работают по-настоящему творчески. Слова "учитель", "педагог", "воспитатель" близки по значению. Ими называют людей, избравших профессию наставника. Педагог трудится в школе, дошкольном учреждении, колледже, вузе, спортивной секции, на курсах повышения квалификации… И всюду он представляет одну из самых социально-значимых профессий, ведь его труд направлен на воспитание человека. Современное общество предъявляет повышенные требования к деятельности образовательных учреждений. Мы должны учитывать в своей работе и пожелания современных родителей. Они хотят, чтобы работники дошкольных учреждений строили процесс воспитания соответственно индивидуальным особенностям детей. Они мечтают о том, чтобы их дочери и сыновья получили широкое образование, выходящее за рамки традиционного. И это разумно. Именно в детстве легче обучать детей иностранным языкам. В эту пору важно приобщать их к спортивным занятиям, искусству и литературе. Современный педагог - это эрудированный человек, который занимается самообразованием, расширяет собственный кругозор. Таких специалистов в дошкольных учреждениях Ингушетии немало. В процессе воспитания и обучения детей задействованы многие лица: помощники воспитателей, музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, медицинские работники, повара. Наша работа результативна лишь тогда, когда объединены усилия всех энтузиастов. И очень важно выработать новейшие подходы к педагогическому процессу. Мы очень ждем поддержки от семьи, ведь первые педагоги в жизни детей - это их родители. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения". К сожалению, далеко не все семьи по-настоящему включаются в процесс воспитания. Наша общая задача - вырастить достойное подрастающее поколение. Сегодня значение общественного дошкольного воспитания велико. Доказательство тому - переполненные группы в детских садах. Родители могут быть уверены в том, что педагоги ДОУ республики квалифицированно осуществляют обучение, развитие творческих способностей и безболезненный переход детей в школу. Эта уверенность - результат работы с юным поколением лучших воспитателей республики.

ПОГОВОРИМ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ

БЕСЕДА - прекрасный метод обучения. С ее помощью закрепляются знания, представления детей об окружающем мире, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуется грамматика. Беседа имеет большое значение в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей. Однажды я провела целевую прогулку детей к почтовому ящику. До этого в старшей группе было написано письмо кабардино-балкарским друзьям - ребятам из детского сада № 1 Нальчика. …И вот стайка малышей жаждет поскорее взяться за работу. Нам предстоит отправить общее послание. Задаю вопрос детям: "Что это?" Они отвечают: "Это почтовый ящик". Спрашиваю детей, для чего предназначен почтовый ящик. Ребята объясняют. Рассказываю им, какие операции выполняют работники почтовой связи для того, чтобы люди во всем мире могли между собой заочно общаться. Дети узнают о том, каким образом отправляются письма по почте и в чем состоит работа почтальонов. Такие целевые прогулки не только расширяют знания детей о труде взрослых, но совершенствуют их диалогическую речь. Интересно формируется диалогическая речь и во время проведения игр. Вот пример общения ребят из старшей группы. Идет игра "Строим аэродром"… Магомед: Давайте здесь построим аэродром! Рашид: Давайте строить из кубиков, пластин и призм-цилиндров… Магомед: А это часовой, он будет охранять! (указывает на игрушечного милиционера). Добавляет: Что делать? У нас строительного материала не хватает! Рашид: Разве не хватает? Магомед (что-то меняет в постройке): Теперь все в порядке. Можно работать дальше. Ты пока расставляй фигурки… Дети продолжают играть… Большое внимание мы уделяем разговорам с детьми о содержании книжных иллюстраций, а также их беседам… с персонажами сказок. Запомнился нашим малышам разговор пятилетней Залины со сказочными персонажами - Босоножкой и Кутафьей. Залина отказалась от недоброжелательной Кутафьи и взяла Босоножку, потому что она, хотя и бедная, но "хорошая, добрая"… С детьми ведется бесконечный разговор о природе, интересных фильмах, наших знаменитых героях. Беседы о книгах усиливают эмоциональную отзывчивость на доброе и прекрасное. Этические беседы разъясняют в диалогической форме принципы и нормы морали. Мы рассказываем малышам о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей и учим, что ко всем следует относиться с уважением. Мы добиваемся того, чтобы наши воспитанники глубже вдумывались не только в прочитанные книги, увиденные фильмы, но и в саму жизнь.

Надежда КАТИЕВА




НАШ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение. Они способствуют развитию образного мышления детей, обогащают их речь. В первые дни знакомства с малышами, когда они еще тяжело прощаются с мамами, я рассказываю им потешки. Знакомство с народными песенками начинается с показа картинок и игрушек. Пока дети рассматривают игрушки, описываю сказочных персонажей, объясняю значение новых слов. Приятно потом наблюдать, как девочки используют потешки во время игры в "дочки-матери", как бережно они относятся к своим куклам… Дети взрослеют, и тогда я обращаюсь к сказкам "Теремок", "Колобок"… Перед своими слушателями ставлю задачу не только запомнить сказку, но и самим их обыгрывать. Малыши всей группой учатся двигаться, как лисичка, заяц, медведь. Конечно, далеко не все дети способны передать характер персонажей, но с каким восторгом они относятся к нашему маленькому театру! В нем появляются свои незаменимые артисты. Никто не может лучше Фариды исполнить роль Лисы. Из Ибрагима получился прекрасный Заяц, а из Хамида - Мишка. Репетиции продолжаются, и скоро любой ребенок в нашей группе уже может сыграть любую сказочную роль… В старшей группе перед чтением сказок я чаще всего надевала косынку бабушки. Дети встречали меня радостно: приглашали сесть и с нетерпением ждали новой истории. Рассказав ее, никогда не спешу задавать вопросы. Пусть дети поделятся друг с другом впечатлениями. Вступаю в беседу только тогда, если разгорается спор или создается неверное понимание сказки. Мы устраиваем специальные часы "Встреча со сказкой", "В гостях у сказки". Вот тут и выясняется отношение детей к разным героям. Невозможно перечислить все сказки, над которыми мы работали с детьми. "Царевна-Лягушка", "Хаврошечка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и многие другие. Применяю в работе с детьми и отгадывание загадок. Организую эти занятия так, как предлагает специалист Е.Тихеева. На стол выставляются игрушки и для каждой из них подбирается своя загадка… Немало интересных загадок можно найти в книге известного ингушского фольклориста Ибрагима Дахкильгова "Мудрые наставления наших предков" . Например, "Детки -соколики, ножки -щиколоточки, на ножках - железные жеребчики" (Когсоалозаш - коньки), "Под деревом бегает сумочка с иголками" (ЗIий - еж), "Во дворе дуб растет, у него двенадцать веточек, на каждой ветви по четыре веточки, на каждой веточке по семь яблок" (Шу, бутт, кIира - год, месяц, неделя). Не скрою, я довольна своими воспитанниками. Они легко говорят на русском языке. С ними можно вести обсуждения любых детских книг. Они обладают фантазией. В школу от нас они уйдут с хорошо развитой речью.

Райхант ТАНГИЕВА,




МЫ ИГРАЕМ В ПИРАМИДКИ

Родной дом… Здесь ребенок растет и развивается. То, что передадут ему родители, он пронесет через всю свою жизнь. Зная эту особенность детей, легко вовлекать их в игровые занятия. Нужно развивать у детей склонность к самоорганизации. Проще всего это делать через игру. Если ребенок способен без помощи взрослых выбрать игру, то у него возникает умение всегда быть занятым. Праздность ведет к лени, шалостям, озорству... Как научить ребенка играть самостоятельно? Во-первых, для этой цели подберите специальные игрушки: это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки…Старшие дети с удовольствием займутся мозаикой, работой с конструктором. Игровые интересы ребят надо расширять и всячески углублять их знания. Иногда дети просто не знают, как правильно играть. Предложите ребенку сделать небольшую постройку - пусть это будет комната для матрешки. Покажите, как это сделать, и пусть потом ребенок построит такие же комнаты для ее сестренок-матрешек. Скажите, что матрешки с нетерпением ждут, когда будет готов их новый дом. Полезно поощрять малышей за самостоятельность в игре. Например, они сами сложили кубики или выложили узор из цветной мозаики, собрали сооружение с помощью конструктора. Сохраните все это до прихода домашних. Похвалите детей за инициативу при всех. Высокая оценка их труда - стимул для дальнейшей самостоятельной деятельности. Многие родители задают вопрос: почему дети в домашних условиях не такие собранные, как в детском саду. Ответ прост: в дошкольном учреждении жизнь малышей идет в соответствии с определенным режимом. Ребенок привыкает выполнять требования, предъявляемые ему коллективом. А вот дома, к сожалению, не всегда легко соблюдать раз и навсегда установленный режим дня. И все-таки, придя из детского сада домой, малыш не должен ощущать особой разницы в требованиях коллектива и взрослых в семье. Ведь цель у нас одна - воспитать организованных, развитых детей.

Луиза БЕРСАНОВА,
заведующая детским садом № 4, г. Назрань




"ДАВАЙТЕ В МИР СМОТРЕТЬ ГЛАЗАМИ МАЛЕНЬКИХ…"

Народный поэт Ингушетии Гирихан Гагиев очень любит детей . "Давайте в мир смотреть глазами маленьких, и мы увидим мир намного краше", - это строки из его стихотворения.
Тема Детства для поэта - вечная. Он пишет о забавной Мухе, о Волшебной палочке и Слепом Дождике. Рисует веселый праздник "В гостях у короля", необыкновенный Месяц, превратившийся в рыжие осколки, Кленовый Листик, имеющий братиков- братишек…
Почитаем его стихи и удивимся: как много чудес в жизни, если ждать от нее чего-то необыкновенного…





З1АМИГАЧА БЕРАШЦА БОЛХ БЕЧА КХАЛНАХАГА

Дала дезаш да шо, кхалнах,
Цо сий деш да оаш мел дер,
Цун малайкаш - шоана гонахь…
Малайкаш деций х1ара бер?

Малайкашта юкъе да шо…
Цар дегаш - боккъонца дошо!
Цар б1аргаш - алмаза к1ийгаш!
Х1аьта, дешаш - жовхьара фийгаш!

Цар хозалца, цар дикалца
Шо а хоза, дика да…
Цар уйлаш из хьоанал, морзал
Йисаций шун дега т1а?

Царна доахаш дола иллеш
Оалхазараша шоана а доах!
Малхо, царна лаьрх1а, боахаш
Бола го шоана а боах!

Хьал, шугурчул, дикаг1 долаш
Нах дунен чу дукха бац.
Шуга дола рузкъа - беркат
Банкирашка да ма дац!

Шо-м, ва кхалнах, дикадаргаш,
Нийсса ялсмале чудолх…
Бералгашца болх беш дац шо -
Малайкашца бу оаш болх!

27.09.2004 г.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

Если б дали
Волшебную палочку мне,
Я зажег бы по солнышку
В каждом окне.

Я прогнал бы
Из каждого сердца печаль,
Заменив ее счастьем -
Мне это не жаль.

Если б дали волшебную
В руки сейчас,
Я издал бы весенний,
Веселый приказ:

Всем цветам расцветать,
Всем соловушкам петь,
А слезам никогда
Появляться не сметь!

МЕСЯЦ В ЛАДОНЯХ

Наскочил на крышу месяц
И разбился месяц,
Ярко брызнули осколки:
Три, четыре…десять.

Сразу звезды загрустили
Над сосною колкой…
Я бегу искать скорее
Рыжие осколки.

Вот они - в траве высокой!
Собираю вместе.
Вдруг в моих ладонях вспыхнул,
Ожил ясный месяц.

А потом я новый месяц
Запустил повыше:
- Осторожней, Ваша светлость.
Обходите крыши!

ЕСЛИ БЫ Я ВЕЛИКАНОМ СТАЛ…

Если бы я
Великаном стал,
Я бы себе
Пылесос достал -
Большой-пребольшой!

От пыли
Очистил бы все леса,
От гари и копоти -
Небеса.
И, чтобы друзей
Ко мне привели,
Пропылесосил
Дороги земли.

Если бы я
Великаном был,
Я бы себе
Метлу раздобыл -
Большую-большую!

И вымел бы ею
Весь хлам и сор
С лугов и пляжей,
Со склонов гор,
Я смел бы
С лица планеты
Все бомбы
И все ракеты!

Хочу великаном
Скорее стать,
Чтобы рукой
Облака листать
И написать
На каждой звезде:
"Пусть люди
Счастливыми будут
Везде!"

---------------------------

Макка Дударова - педагог из села Кантышево. В ее стихах часто оживают картинки о времени, когда "деревья были большими"…

Макка Дударова




С МИРОМ ДЕТСТВА НЕ РАССТАНУСЬ НИКОГДА…


С миром детства не расстанусь никогда.
Мир мой, Детство, ты приснись мне иногда!
Ярким солнцем, путеводною звездой,
Небом синим и холодною росой.

Приходи ко мне студеною порой,
Жарким летом постучись в мое окно.
Позови меня в дорогу, как тогда,
Чтоб сбылась моя заветная мечта!




ЗАГЛЯНЕМ В "СОЛНЫШКО"…

Детский сад № 3 "Солнышко" (заведующая - заслуженный учитель Республики Ингушетия Фадиман Акиева)- это радостная обитель малышей. Здесь их любят, а развивают и обучают по современным методикам. Например, закаливают - по рижскому методу. Здесь созданы экспериментальные площадки: уголок искусства, экологии, литературы. Есть и национальный уголок.
У Фадиман Акиевой - хорошие помощники. В этом коллективе трудится и ее родная дочь - воспитатель Луиза Акиева. После окончания учебы у Луизы, которая маленькой девочкой посещала именно этот детский сад, не стал вопрос: куда идти работать? Она выбрала родное "Солнышко", где дети всегда радостно ждут своих мудрых воспитателей…

Подготовила М.Гортикова


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru