новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 120 (9641) среда, 5 октября 2005 года

Посевная в разгаре

Три посевных агрегата, - трактора "Беларусь" с сеялками один за другим удаляется от полевой дороги в сторону дальней лесополосы.
Как видно, посевная кампания в ГУПе "Кантышевское", в самом разгаре.
- Это агрегаты Вахи Кодзоева, башира Олигова и Адама Бекова, - рассказывает о посевных делах исполняющий обязанности директора ГУП "Кантышевское" Гирихан Арчаков. - Они начали сев с восьми часов утра. Раньше нельзя из-за влажности земли после прохладной ночи.
Если в начале сева кантышевцы работали не в полную мощь, за что руководители хозяйства были подвергнуты критике со стороны министра сельского хозяйства Султана Гиреева на совещании, состоявшемся недавно в Министерстве, к концу третьей декады прошедшего сентября механизаторы "Кантышевского", что взвинтили темпы сева и производительность резко поднялась.
- При дневной норме 45 гектаров в расчете на три посевных агрегата, - говорит Гирихан, - эти механизаторы засевают 60 и более гектаров при качественном севе.
Качественный сев - это хорошо подготовленная почва по всем требованиям агротехники, соответствующий задел семян и, разумеется, семена нормальной кондиции, притом основательно протравленные.
По словам Гирихана Арчакова, все эти требуемые параметры полностью выдержаны.
На совещании министр Султан Гиреев предупредил руководителей ГУПов, если до 20 октября тот или иной директор хозяйства почувствует, что не уложится с севом, семена немедленно передать другим, кто сможет засеять их у себя.
- Есть ли у вас опасения в этом направлении?, - спросил я Гирихана Арчакова.
- Да, такая установка была, - отвечает он, - и, на мой взгляд, абсолютно правильная. Поздний сев, скажем проведенный, где-то в ноябре, дело бесперспективное. Что касается нас, мы с севом справимся в установленное время и даже раньше. Подтверждение тому то, что на сегодняшний день нами засеяно 500 гектаров из 900 намеченных.
Что и говорить, 500 гектаров засеянного поля на начало первой декады октября, - это хорошо.
Гирихан показывает только что засеянный участок. Почва, прекрасно обработанная, ровная без единого бугорка, семена заделаны на нужной глубине и тщательно. Словом, все как надо.
Значит, основа будущего урожая - надежная и крепкая.
Пока мы вели разговор, осматривали засеянное поле, показались приближающиеся к полевой дороге посевные агрегаты, откуда, развернувшись снова, уйдут к лесополосе.
Я попросил Гирихана задержать одного из них на несколько минут с целью узнать, с каким настроением ведется сев.
Им оказался Ваха Кодзоев. - "Есть ли у вас заинтересованность и желание в выполняемом деле?", - спрашиваю
Ваху, с загорелым лицом средних лет, внешне приятного мужчину.
- Какая же эта работа без настроения и желания, - улыбнувшись, ответил он, - все мы уважительно и ответственно относимся не только к севу, но и ко всему, что делаем. А вот как мы это делаем, судить другим.
Сев пока что идет без проблем. Если не помешает дождь, мы втроем с севом уложимся к 14 октября.
Попрощавшись с нами, Ваха Кодзоев, развернув свой агрегат, уходит вдогонку к своим товарищам.
- Ваха и двое других механизаторов, - говорит Гирихан Арчаков, - наши лучшие работники, опытные, надежные и крепкие люди. С севом они справятся вовремя и даже на несколько дней раньше намеченного.
Одновременно с севом идет пахота, дискование и боронование почвы под сев озимых.
На этой работе задействованы Микаил Олигов, Ахмед Хадзиев и Исса Олигов.
- Предпосевная работа через день-два, - поясняет руководитель "Кантышевского", - завершится. Затем, за лесополосой начнется сев озимых зерновых.
Впереди уборка второго урожая, к которой кантышевские полеводы уже приступили.
- Мы только-только начали уборку кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы, - продолжает Г. Арчаков. - Октябрь - самый напряженный и ответственный месяц, когда подводятся итоги всех полевых работ, которые должны форсироваться до конца этого месяца.
Откровенно говоря, нелегко будет все это сделать своевременно, без потерь и качественно.
Но мы, надеюсь, справимся.
Что и говорить, у полеводов работ невпроворот.
Идет уборка 150-гектарного поля подсолнечника, где по словам Гирихана Арчакова, задействовано 5 комбайнов, 250-гектарного участка кукурузы и сахарной свеклы.
Хочется надеяться, что со всеми этими весьма нелегкими полевыми работами кантышевцы справятся с честью.
И в конце нашего разговора Гирихан Арчаков сказал, что реализация всех полевых работ проведено и проводится под руководством бригадира тракторно-полеводческой бригады Лохана Евкурова, инициатива и организаторские способности которого достойны подражания.



СЕВ ЗАВЕРШИМ ВОВРЕМЯ

Встретивший меня в бригадном стане, расположенном рядом с конторой ГУП "Барсукинское", и.о. директора хозяйства Якуб Эстоев указывает на посевной агрегат, поднимающийся по склону Сунженского хребта - он задействован в севе.
В основном земля "Барсукинского" лежит на склонах Сунженского хребта, которая почти полностью просматривается с бригадного стана, находящегося на одном из холмов этого хребта. - Это работают тракторист Мустафа Ажигов и сеяльщик Илез Даубеков, - поясняет Якуб Эстоев. - Мы им доверили сев, потому что у них хороший опыт работы в этом ответственном деле.
Конечно же, можно было поговорить с этими механизаторами о работе, о трудностях и их преодолении, но чтобы сделать это надо было преодолеть большое вспаханное поле, где идет сев озимых колосовых. И мы решили ограничиться разговором с Я. Эстоевым, одним из лучших агрономов республики, за плечами которого четыре десятка лет работы в лучших хозяйствах бывшей Чечено-Ингушетии и Республики Ингушетия.
- Чтобы попасть на сев, - говорит Якуб, - придется преодолеть пахоту шириной с километр, сегодня и завтра здесь все будет засеяно. Сначала мы решили засеять дальние участки склона, а затем ближний, рядом с нашим бригадным станом.
Барсукинским хлеборобам предстоит посеять 250 гектаров озимых зерновых. Площадь эта небольшая, но и хозяйство небольшое - всей пахотной земли здесь где-то гектаров пятьсот. И сельскохозяйственной техники немного. ГУП "Басукинское" было организовано на землях Барсукинского отделения, входившего в советские времена в совхоз "Назрановский".
Но что бы там ни было, отсеяться нужно вовремя и качественно.
А тут еще началась уборка кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы, что намного осложнило осенне-полевые работы барсукинцев.
Успеете ли вы вовремя отсеяться в такой нелегкой ситуации?", - спросил я Якуба Эстоева.
- О трудностях, связанных с нехваткой сельхозтехники не буду говорить, - продолжает Якуб, - они и так известны. Но отсеяться надо своевременно и качественно, о чем на недавнем совещании предупредил министр сельского хозяйства Султан Алаудинович Гиреев. И мы отсеемся. Судите сами, на начало октября засеяно 130 гектаров поля. И это одной сеялкой, ежедневная выработка которой 15 гектаров при хорошем севе. Несколько дней нормальной сухой погоды и сев будет завершен на несколько дней раньше установленного времени. Примерно где-то 9-10 октября.
Сев идет вслед за пахотой, которая завершается.
- Там, дальше, на другом склоне, - рассказывает Якуб, - идет пахота, дискование и боронование, то есть предпосевная обработка. Этим занимаются Джабраил Картоев, Казбек Местоев и Гурсман Куртаев. У них два гусеничных трактора. Через дня два почва будет полностью подготовлена и без промедления начнется сев семян. Что касается семян, они кондиционные и протравленные.
Барсукинским земледельцам заодно предстоит убрать и второй урожай, что намного осложнило полевые работы.
- Нам необходимо убрать, - говорит Якуб Эстоев, - 40 гектаров подсолнечника, 70 кукурузы на зерно и немного сахарной свеклы, в результате чего приходится успевать везде, что, разумеется, нелегко при наших возможностях. Поэтому, механизаторам и всем, кто занят этим делом, приходится нелегко, выкладываться, что называется на все стопроцентов. Ведь второй урожай необходимо завершить до конца текущего октября.
Барсукинские земледельцы было так надеялись получить весомый второй урожай, но по причине жестокой засухи и жары, стоявших в течение всего августа, эти надежды остались мечтой.
Правда, по сравнению с близлежащими хозяйствами он оказался намного выше. Если в некоторых ГУПах, к примеру, кукурузу на зерно пришлось пустить на заготовку силоса, то в "Барсукинском" ее убирают на зерно. Да и с подсолнечником здесь лучше, чем в других хозяйствах, что говорит о самоотверженном труде барсукинцев, вложенного в выращивании второго урожая.

Ш. БАТАРБЕКОВ



ПРИКОСНОВЕНИЕ К СВЯТОСТИ

"Знайте же: самый прозорливый глаз
у того, кто идет по пути добра".
(Хадис Пророка Мухаммада)
Чуть более недели отделяет нас от дня, который потряс жителей Ингушетии трагической вестью об убийстве Макшарипа Белхароева из Алхастов.
Безвременно и жестоко прерванная убийцами жизнь Хьеж-Макшарипа (так в быту звали его люди) целиком и без остатка была посвящена служению людям. Ежедневно пропускал он через себя потоки посетителей, страждущих быть принятыми им для обретения здоровья, душевного покоя. И за несколько часов до смерти он занимался тем же…
Светлой памяти глубоко почитаемого и уважаемого в народной среде Макшарипа Белхароева посвящаем мы перепечатку интервью, опубликованного 10 лет назад в газете "Ингушетия" (№ 59 (272) за 6 июня 1995 г.).
Это интервью было подготовлено мной по поручению тогдашнего главного редактора газеты "Ингушетия" Хусейна Суламбековича Шадиева (ныне главного редактора газеты "Сердало"). В его основу легло почти двухчасовое общение с Макшарипом Белхароевым.
Так сложилось, что данное интервью оказалось первым журналистским обращением к неординарной личности этого известного человека и его первым официальным выступлением в газете. К сожалению, оно таковым в печатных средствах массовой информации Ингушетии и осталось, поскольку второго материала о Макшарипе Белхароеве ни в печати республики, ни в каком-либо ином газетном издании, так и не появилось. Тем с большим трепетом, вниманием и интересом, на наш взгляд, оно будет воспринято читателем.
Десятки, а то и больше людей, добирающиеся со всех концов республики и из других мест, ежедневно осаждают эту улицу в селении Алхасты. Так было 30 лет назад, так продолжается и сегодня. Во все времена, в благополучные и не очень, шли люди в этот дом со своими бедами и болезнями, страхом и сомнениями, стремясь найти здесь избавление от боли, обрести надежду, покой и уверенность души.
Длинная вереница людей в ожидании, порой измученных и отчаявшихся, с единственной целью - поговорить с этим человеком, снять с души груз непосильной тяжести, найти успокоение, совет, поддержку.
Как назвать его: целителем души, провидцем, предсказателем? Люди назвали его просто - ХЬЕЖ-МАКШАРИП. И стар и млад произносят это имя с почтением. Своим редким и необычным многолетним трудом он заслуженно снискал уважение людей, завоевал их любовь и доверие.
Каждый из нас после долгих поисков избирает свой жизненный путь, избранным людям его указывает само провидение.
Появление в селении Алхасты человека, наделенного особым, божественным даром, призванного помогать людям, нести в жизнь добро, предсказал еще задолго до его рождения Батал-Хьаж Сурхахинский.
Его предсказание сбылось. Макшарип Махмудович Белхароев родился в с. Алхасты Сунженского района с внешностью, повторяющей предсказанную. Правда, до положенного часа никто не мог знать, что этому мальчишке, ничем особым не выделяющемуся среди сверстников, суждена особая судьба...

Об этом человеке трудно писать. Трудно потому, что слова мои вряд ли смогут добавить что-то к его авторитету, известности, доброму имени и доверию, кото­рым он пользуется у людей.
Пытаться добавить, значит, в данном конкретном случае, пытаться доказать. Что как раз и не требуется делать. Это сделало за нас время и сама жизнь. Многочисленные свидетели, испытавшие на себе лечебную силу чудодейственных способностей этого человека ходят среди нас. Спросите, и вам расскажут массу самых разных случаев, когда Макшарип-Хьаж приходил на помощь самым отчаявшимся и излечивал больных, которым бессильны были оказать помощь врачи. Это возвращение к жизни человека, тихо умиравшего от непонятной и необъяснимой болезни, это возвращение голоса мальчику, лишившемуся в детстве дара речи (московские врачи собирались сделать ему операцию, в которой вероятность благоприятного исхода сводилась к минимуму). М. Галаева из Назрани рассказывает, что ее многолетние попытки вылечиться были тщетны, пока она не обратилась к этому человеку. Татьяна Чернявская из ст. Орджоникидзевской рассказала, что она приходит к нему вот уже 10 лет, и, что он спас ее, восстановил здоровье. "Приезжаю из-за духовного общения с этим простым и святым человеком. Он заменил мне умерших родителей, я считаю его своим отцом. Собираюсь со временем принять Ислам, надеюсь, верю, что у меня это получится", - говорит она.
С. Хамхоевой из Грозного, 3. Эльдиеву из ст. Орджоникидзевской тоже было что рассказать, и многие другие могли бы бесконечно продолжать этот список.
Наша беседа с Макшарипом-Хьаж проходила у него дома, правда не в той комнате, где он обычно ведет прием.
Наш приход оторвал его от обычной работы, но и здесь, в той части двора, где живет его семья, тоже сидят люди, желающие попасть к нему. Дом открыт для людей, похоже, иначе свою жизнь домочадцы Макшарипа-Хьаж уже и не представляют. Ни тени усталости или недовольства, напротив - приветливые, гостеприимные лица.
В его присутствии, в сдержанном, обдуманном, немногословном обращении с людьми чувствуется невидимая, скрытая сила. Добрая сила, потому что она не сковывает тебя, а позволяет расслабиться, ощутить спокойствие. Невидимые преграды как бы перестают существовать, а вместе с ними тебя покидает и волнение. Он не поднимает взгляд, но ты чувствуешь внимательность и готовность выслушать:
- Макшарип-Хьаж, расскажите немного о своей жизни, начиная с детства - каким оно было?
- Это давнее прошлое. Мне было 5-6 лет, когда наш народ подвергся выселению, в селе Владимировка Кустанайской области в восьмилетнем возрасте я пошел в школу. Жила наша семья в двенадцати километрах от школы, в окружении леса - соснового бора, поэтому меня определили в общежитие. Школа была большая, учеба давалась мне легко, иначе я и не мог, характер был упорным, любил доводить любое дело до конца. В учебе или в труде. Поэтому был любим учителями, всегда ставившими меня в пример другим ученикам школы. Во время каникул всегда трудился - нужно было помогать семье.
На родину в с. Алхасты мы вернулись в шестидесятом году. Помню, как и сейчас, был месяц май.
- А когда Вы почувствовали в себе необычные способности, как они проявились?
- Я учился в 9 классе, когда однажды ночью, во сне, ко мне явились Овлияаш (святые).
Они говорили со мной, сказали, что я призван слушать и передавать другим то, что они будут предсказывать мне. Мне суждена была эта миссия - быть своего рода проводником священной воли и провидения святых, связующим звеном между небом и землей.
- Вы их вызываете?
- Нет, они всегда являются сами, я лишь поддерживаю эту связь.
- Как они выглядят?
- Они того же облика, что и мы, форма одежды как у мусульман.
- Случается ли, что они забирают Вас к себе?
- Бывает и так. Ночью, во сне..! Это невообразимо сложно. Они меня многому учат.
Эти знания помогают мне потом оказывать помощь людям.
Наговоры, привораживания, насылание порчи и т. д. - есть люди, которые делают эту работу, связанную с нечистой силой, я этим не занимаюсь. Я исполняю волю святых, которых мы почитаем, пропускаю через сердце то, что беру от них и передаю людям. Мои "письмена" (амулеты, жейнаш), никто из ученых и мудрецов не сможет прочесть, их диктуют и пишут моей рукой Овлияаш.
- Был период, когда Вы подвергались гонениям со стороны воинствующих атеистов, когда испытывались на прочность Ваши убеждения, вера?
- Да, власти долго преследовали меня, оказывали давление через тогдашнюю чечено-ингушскую республиканскую печать, телевидение, КГБ, пытаясь заставить отречься от избранного пути, отлучить от веры... Это были тщетные попытки, они не смогли одолеть меня, потому что я был не один, чувствовал за собой непобедимую силу Овлияаш (святых). Я верил в Аллаха и не боялся их. Действия этих людей не были для меня неожиданными, каждый их новый шаг становился мне известным от Овлияаш. Они же предупредили меня в 1967 году о предстоящем галашкинском сходе граждан.
- Не бойся, - сказали мне святые, - с тобой ничего не случится. Двоих - заберут, а тебя - оставят.
Так и случилось. Двух священнослужителей из с. Мужичи и Галашки забрали, меня не тронули. Через два-три года они вернулись, правда, сейчас их уже нет в живых.
- Макшарип-Хьаж, люди, которые в те времена доставили Вам столько хлопот и неприятностей, наверняка еще живы и ходят где-то рядом. Не возникало ли у Вас желания увидеть их? Случись такое - что бы Вы им сказали?
- Я не враг им и не держу на них зла. Содеянное лежит на их совести. Я же с чистой душой простил их ради Аллаха. Больше мне нечего сказать им.
- Кажется, что в последние годы что-то сместилось в природе, в душах людей. Куда-то подевалась человечность, доброта, мудрость покинула нас, мы живем в мире конфликтов и войн. Как будто кто-то невидимый и страшный открыл "шлюзы" зла и на нас обрушились беды...
- То, что люди переживают сегодня, происходит от неверия, от того, что они забыли Бога, веру, подвергли сомнению и гонениям учения святых. Мы прогневили Бога, за что и наказаны. Это должно послужить нам уроком на будущее.
Мне передают, что все снова станет на свои места, люди образумятся. Беда, постигшая ингушей и чеченцев, отступит. Она не может длиться долго. Мне говорят, что война в Чечне прекратится, завершится миром. На Ингушетию война не перекинется. То, что произошло сначала с ингушами, а позднее - с чеченцами - звенья одной цепи. Беда уйдет от нас и придет к тем, от кого исходила.
- Судьба пропавших без вести в Пригородном районе волнует всех...
- Все тайное всплывает на поверхность. Г1оазота байнарашта Дала гешт дергда. Те, кто пропал, живые из них - вернутся.
- Вернутся ли люди к родным очагам?
- Трудности минуют, все вернутся в свои дома. Все будет хорошо.
- Что Вы можете сказать о нашей Республике Ингушетия? Верен ли наш путь, к чему мы придем?
- У нас есть своя маленькая, молодая республика. Первое, что мы должны уяснить для себя - это ценность человеческой жизни. Нам должна быть дорога жизнь каждого гражданина республики. И нам и нашим последующим поколениям необходим мир, только с ним мы сможем спокойно жить, созидать, крепить и развивать нашу республику. Ингуши - мирные люди, не завоеватели. Наши отцы завещали нам жить в добрососедстве с людьми всех национальностей.
Республику нашу ждет хорошее будущее. Пригородный район будет возвращен, жизнь наладится, последующие поколения будут радовать нас.
- Макшарип-Хьаж, к Вам идут и идут люди. Каждого нужно принять, выслушать, вылечить. Это тяжело. Вы, наверное, очень устаете?
- Устаю, но не принимать людей и не отвечать на каждый обращенный ко мне вопрос не могу, я не волен распоряжаться собой - я выполняю предначертание свыше. В ответ на свой труд я получаю только благодарность от людей, идущее от души спасибо.
Мысль о недовольстве даже не посещала меня.
- Макшарип-Хьаж, жизнь наша предстает перед нами как непрерывная череда преодолений выбора между добром и злом, любовью и ненавистью - что это за чувства, откуда берут свое начало? Как определить для себя главное в жизни?
-С чем только не сталкивает нас многоликая жизнь, и это не удивительно. Столько людей нас окружают и ни один из них не повторяет другого.
У каждого своя голова, свое представление о жизни, свой характер. Надо уметь быть терпимым, уметь находить подход к людям. Плохому человеку не помешают наставления, хороший совет, отчаявшемуся помоги обрести веру, оступившемуся - протяни руку, чтобы он смог подняться. Твори добро - зла будет меньше. Помни, что главное - это любить людей и быть любимым ими взаимно. Учись и приобретай знания, соблюдай предписания веры, если рожден мусульманином. Человек счастлив, когда его любят, когда у него вырастает достойное поколение, и глубоко несчастлив, когда все для него складывается наоборот.
- При разных жизненных ситуациях, когда люди не вольны что-то изменить, они обычно ссылаются на судьбу...
-Да, мы часто встречаемся с такими вещами. Несомненно, Бог предопределяет все. Человек же пытается иногда выдать желаемое за действительность, "свалить" все на судьбу, когда ему это выгодно. Например, когда воруют девушку без ее на то согласия и говорят: "Так суждено было". Между тем, как ничто не мешает тебе сделать это по взаимному согласию, поговорив с девушкой, узнав - взаимно твое чувство или нет?
- Получается, что такие необдуманные поступки молодых людей нарушают естественный ход чьей-то судьбы, если можно так выразиться? Ведь если говорят, что браки заключаются на небесах, то каждому суждено с кем-то встретиться, полюбить?
- Нельзя неволить человека, насилие к добру не приводит. Всегда и во всем нужно быть правдивым. Правду, пусть нелицеприятную, говори в глаза, даже если ты должен сказать ее сыну, брату. Я сам всегда придерживаюсь этого правила. Касаясь второй части вопроса, скажу, что Аллах устроил все так мудро, что еще до появления человека души двух людей встречаются на небесах, что и закладывает начало их последующему слиянию на земле.
- Макшарип-Хьаж, все предопределено свыше, но неразумные люди, как правило, сами себе создают проблемы. Сколько молодых не могут сегодня создать семью из-за непомерно высокой суммы калыма, которую часто "закручивают" родители девушки, во много раз превышающую ту, что установлена ва1адом.
- В деле с калымом последнее слово по-шариату должно оставаться за девушкой, которая выходит замуж. Именно она определяет сумму калыма по своему усмотрению, ни отец, ни мать не вправе требовать чего-то другого.
Решения ва1ада тоже должны быть для всех непреложными, но часто случается так, что наши старейшины сами противоречат себе. Ведь когда они передают затребованную родителями девушки сумму калыма, превышающую установленную ва1адом, то они же, в первую очередь, и нарушают принятое ими и объявленное обязательным для всех решение. Этим я недоволен. Я за то, чтобы все делалось правильно и справедливо, с обоюдного согласия двух сторон.
- Макшарип-Хьаж, должен ли человек бояться смерти?
- Все смертны, кроме Аллаха. Пророк Мухаммад (мир и хвала ему) тоже ушел в мир иной, и тело его покоится в земле, я видел могилу Пророка.
Смерть стоит того, чтобы ее боялись. Однако, умирают люди по-разному. Если ты при жизни был любим людьми, жил с мыслью о людях и с заботой о них - ты не умираешь, а просто совершаешь переход из одного мира в другой. Человеку, грешившему при жизни, жившему без Бога, без веры в сердце, уготована дорога в ад, он умирает самой трудной и страшной смертью.
- Что Вы скажете о снах?
- Сны бывают разные. Со смыслом, вещие или пустые. Если во сне вас посещают святые, пророки, хорошие люди - им можно верить. Все остальные - происки нечистой силы, направленные на то, чтобы сбить человека с толку.
- Что Вы посоветуете людям для спокойствия духа?
- Человек силен духом. Тело для души лишь временное пристанище, без души оно ничто, пустая оболочка. Тело искушает человека, вводит в соблазн, требует того, другого. И когда человек начинает идти на поводу желаний тела, он тем самым губит душу, призванную стоять на ее страже. Совершенствовать дух, тело, очищая их через добро и любовь к людям - вот золотое правило, которое должно руководить человеком в этом мире.
- Макшарип-Хьаж, заканчивая нашу беседу, с какими пожеланиями Вы хотели бы обратиться к жителям нашей республики?
- Хочу пожелать своему народу мира и согласия, счастья и благоденствия, веры в Аллаха. Желаю, чтобы республика наша процветала и была, если не первой, то равной среди равных.

Беседу вела
Альбика ГАЗГИРИЕВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru