новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 119 (9640) вторник, 4 октября 2005 года

"…Я прикасаюсь руками к истории…"

Кто не знает своей истории, тот вынужден блуждать в потемках настоящего.


Именно так сегодня обстоит вопрос с историей вайнахов. Многие знают из устных источников о славном прошлом нашего народа. Сохранились некоторые традиции и обычаи, элементы национальной культуры. Но это только крупицы былого величия нации и богатого наследия вайнахов. Большая часть бесценных исторических материалов утеряна и разворована варварами, теми, кто, не имея собственных заслуг в прошлом, пытается всеми правдами и неправдами присвоить чужие.
Обрекаемый всевозможными агрессорами на выживание, наш народ постепенно стал терять свои сокровища. Память стирали войны. Полчища варваров выжигали, разрушали памятники древнейшей цивилизации вайнахов. Не осталась в стороне и коммунистическая партия во главе со Сталиным.
А когда вайнахов, изгнав с родной земли, отправили умирать в заснеженные казахстанские степи, к акту вандализма приобщились и наши ближайшие братья из соседней республики.
За тринадцать лет депортации, как рассказывают старожилы, было столько уничтожено, сколько не смогли целые полчища хромого Тимура и Чингис-хана. С вертолетов обстреливались, разрушались бесценные творения древнего зодчества, аналогов которым нет в мире, кроме египетских пирамид, построенных по той же технологии. И тем не менее, при кропотливых, упорных поисках можно восстановить утраченные страницы великой летописи, которую хранят не только мировые архивы, но и генетическая память народа.
У нас эта работа пока что ведется бессистемно на чистом энтузиазме отдельных граждан.
К сожалению, не хватает специалистов, остро не хватает средств. Но есть и найдутся люди, которые из научного интереса постараются восстановить исторические факты. Поисковая деятельность должна быть более профессиональной и широкомасштабной, поставленной на государственную основу с выделением необходимых средств.
Сегодня одним из наиболее активных и известных исследователей, работающих в этом направлении, является Берснак Газиков. Работали и другие, но как-то эпизодически в зависимости от средств и возможностей. У одних, видно, иссяк запал, не подкрепляемый финансовыми вливаниями, у других не хватило знаний и организаторских способностей, у третьих и того и другого.
Лишь один из энтузиастов более профессионально и на протяжении многих лет занимается поиском. Это житель Санкт-Петербурга ДАКИЕВ Магомед Ахмедович. Сегодня он гость нашей редакции.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ
СПРАВКА
Магомед Дакиев создатель знаменитого кинофильма "Белое солнце пустыни", который по окончании съемок был почему-то, видимо, по указке сверху, отложен на полку и на какое-то время "забыт". Потом его достали, подкорректировали и пустили на киноэкраны страны под другим авторством, впрочем с указанием фамилии в титрах первого автора. Какой успех имеет этот фильм даже сейчас все мы знаем.
Магомед Дакиев происходит из семьи кадрового офицера. И в силу этого обстоятельства родился в Прохладном. Школу окончил в Казахстане, в совершенстве владея казахским языком. Затем был актером. Творческая стезя оказалась его призванием и он поступает в Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кино, где учился с вместе с Сулумбеком Мамиловым, Сулумбеком Котиевым.
На студии Ленфильм, где он затем работал, наряду с художественными фильмами Магомед Дакиев увлеченно снимал научно-популярные фильмы. Им, пожалуй, он уделял максимум сил, знаний и энергии.

- Работая в научно-популярной студии, я очень часто и подолгу занимался в архивах, - рассказывает он о своем увлечении. Это, параллельно с работой над очередным фильмом, давало мне возможность заниматься поиском исторических материалов, касающихся истории нашего края, его коренных жителей-вайнахов. Я и темы для нового фильма подбирал с таким расчетом, чтобы они перекликались с той темой, которая меня волновала больше всего на свете. Таким образом у меня появлялось все больше оснований и возможности бывать во всех архивах страны. Это занятие захватило меня целиком и полностью. Раз окунувшись в этот омут, полный волнующих тайн и загадок, уже невозможно оттуда выбраться. Я уже ни о чем другом не мог думать и не мог отказаться от поисков даже тогда, когда на бесцельные поиски уходило иногда по полгода и более. Но главной причиной, сильно тормозившей этот процесс, была финансовая. Из-за этого часто приходилось отказываться от захватывающего и крайне важного материала. Моих скудных заработков остро не хватало для этих целей. И я порой в отчаянии разводил руками. Приходилось фиксировать увиденное в памяти (чтобы скопировать также нужны были деньги и порой немалые), какие-то планы отставлять до благоприятных времен. У меня не раз возникало желание оставить на несколько лет студию, не увольняясь с работы, и целиком посвятить себя работе в архивах, но жить как-то надо было. Других дополнительных заработков у меня не было, и спонсоров, которые оплачивали бы поисковую деятельность тоже. Нужно было находить выход из создавшейся ситуации и я предложил архивной службе Ингушетии предоставить мне возможность продолжать работу в качестве штатного сотрудника данного ведомства. Это давало мне хоть какие-то средства на жизнь, большего я не просил, но этот вопрос не смогли решить три, четыре руководителя архивной службы, хотя каждый обещал и, кажется, пытались что-то придумать, но увы… Я на них не в обиде, все они по-своему увлеченные и порядочные люди, только дело от этого быстрее не делается. А у нас нет лишнего времени и не приходится ожидать, что кто-то преподнесет нам в подарок готовый исторический трактат о славном прошлом вайнахов, перевязанный розовой ленточкой.
Но не об этом речь. Думаю, даже неспециалист поймет, какая это трудоемкая и нудная работа - блуждание в бесконечных лабиринтах истории, увековеченной в многочисленных архивах, тоннах пожелтевшей от времени бумаги, на которой кое-где уже стерлись чернила и невозможно различить написанное.
Перебирая архивные документы периода с 1796 года по 1918-й год, я решил систематизировать хотя бы одно из направлений поисков. Я переписывал из всех попадавших в мои руки источников фамилии ингушей, местность, откуда они родом и другие имеющиеся данные. Сомнительные или исчезнувшие из современной истории ингушей фамилии, такие к примеру, как Карабулаковы, я пропускал.

ИСТОРИЧЕСКАЯ
СПРАВКА
После пленения имама Шамиля, в 1859 году, карабулаки были выселены с Сунженского района. Процесс выселения окончательно был завершен в 1865 году.
Я также пропускал такие сомнительные фамилии, как Дударовы, Костовы, Яндиевы-Андиевы и некоторые другие. Если такие фамилии не подкреплены другими данными названием аула, национальностью, я не брал их в расчет. Я категорически против того, чтобы использовать сомнительные факты, которые искажают историю, считаю, что нам в этом нет необходимости.
Следует отметить, что ни в одном из архивов, где мне довелось побывать, нет источника, из которого можно было бы почерпнуть ответы на все интересующие нас вопросы. Все эти многочисленные документы, которые я изучил - это служебная переписка. А нас, подавляющее число ингушей, интересует происхождение родов, история тейпов. В процессе поисков я, например, не нашел документов с указанием дат оснований ингушских селений, но эти документы есть во многих архивах, в том числе и Северной Осетии. Одна моя хорошая знакомая, сотрудник московской архивной службы, сказала мне, что все документы бывшей Терской области и Кизлярского отдела, касающиеся малочисленных народов Кавказа, в том числе ингушей, в сороковые годы были полностью изъяты из военно-исторического архива и переданы Северной Осетии. Эти материалы нам, к сожалению, недоступны…"

Да, конечно, не приходится рассчитывать на сознательность наших соседей в этом вопросе. Хотя трудно понять, какой смысл хранить у себя за семью замками чужую историю. Если бы к нам попали источники, имеющие отношение к нашим соседям, уверена, что они давно бы получили их от нас на блюдечке с золотой каемочкой. Ну Бог им судья! Пусть хранят и радуются.
Наш гость интересно рассказывал о некоторых исторических фактах, к примеру, о происхождении дворянства в России. Поскольку некоторые тейпы считают себя причастными к этому классу, приведу выдержки из одного документа, копию которого нам передал Магомед Ахмедович.

ИСТОРИЧЕСКАЯ
СПРАВКА
"Дворовые люди в древней Руси появились в двенадцатом столетии. С семнадцатого века эти люди становятся элитной частью империи. Чтобы стать потомственным дворянином до 1826 года достаточно было получить русский орден любой степени.
В сороковые годы девятнадцатого столетия в России появилось большое число дворян, получившие этот титул по ордену. После чего были введены ограничения. В 1845-м и 1855 годах установили новое право потомственного дворянства тем, кто имеет ордена первых степеней. На орден святого Георгия и Владимира это ограничение не распространялось. С 1900 года титул дворянства получали кавалеры орденов святого Владимира с 1 по 3 степени и орден святого Георгия всех четырех степеней.
Титул дворянства получали не только по ордену, но и по чину. С 1855 года для получения дворянства необходимо было дослужить до чина полковника или капитана первого ранга во флоте. А на гражданской службе этим правом пользовался статский советник, то есть чиновник пятого класса по "Табели о рангах".
По данным исследователя А.А.Кузнецова, в 1875-1884 годах сорок процентов получали титул дворянства по чину, а шестьдесят процентов по ордену. В 1882-1892 годах соответственно 28 и 72 процента".

Двое наших соотечественников, один - предок Ахушковых, также были пожалованы царем дворянским титулом. Эти данные попались на глаза Магомеду в процессе поисков. Но все старинные ингушские фамилии, как мы знаем, не нуждаются в каких-то дополнительных титулах и званиях, так как имеют благородные корни и родословные, которыми можно гордиться.
Вернемся к теме об искажении исторических фактов. Магомед Ахмедович, живя в Санкт-Петербурге, выписывает и читает все выпуски наших газет. Когда в публикованных исторических материалах он замечает искажения и неточности, очень огорчается.
"Я могу понять, что кто-то из авторов, к примеру, Алаудин Сагов хочет приукрасить образ того или иного персонажа, может быть родственника, взять например, Куркиева Магомета Кутиевича, но искажать исторические факты для этой цели, считаю, равносильно преступлению. И вообще не понимаю, зачем им это надо. Вот еще что меня удивляет, так это работники архивной службы, наши историки и ученые, которые ни по одному из фактов ни разу не выступили на страницах газет с опровержением. Взять, к примеру, того же Куркиева М.К. (автор А.Сагов) он может и был хорошим человеком, но 26.04.1929 года был отчислен из Ленинградского института Восточных языков "ввиду несоответствия его подготовки". О дальнейшей его судьбе мне мало что известно".
По данным, установленным Магомедом Дакиевым в ходе поиска, Куркиев М.К. не владел русским языком в достаточной степени, чтобы обучаться в вузе и это отрицательно сказывалось на учебе. В результате он был вынужден оставить избранную профессию.
Но нам интересно любое упоминание о наших земляках, потому что любой исторический документ зачастую содержит в себе хоть крупицу положительной информации о соотечественниках.
Вот, к примеру, "Удостоверение. Дано гражданину селения Гамурзиевского Магомету Кутиевичу Куркиеву в том, что он под судом не состоит, поведения хорошего и общество к нему имеет полное доверие. Родился он в 1897 году в апреле месяце 18 дня.
Гамурзиевский сельисполком Ингушская Автономная область Назрановский Округ".
Здесь и в других документах есть такие детали, которые при Сталинском режиме и непосредственном участии наших соседей были уничтожены.
Это упоминание об ингушской автономии и карты с обозначением прежней территории ингушей. Но все уничтожить невозможно, как невозможно истребить целый народ. В своих поисках Магомед Дакиев обнаружил и более древние карты территории, принадлежавшей ингушам. Это карты 1830-х-1940-х годов и более поздние. Нам, и в первую очередь историкам, несомненно было бы интересно иметь их, и Магомед Ахмедович имеет возможность получить копии, но опять проблема упирается в финансировании.
"Более подробно наши селения, которые сейчас отсутствуют, появляются на карте 1830 года. Эту карту я нашел в военно-морском архиве, где ее не должно было быть, потому что этот архив никакое отношение к суше не имеет. Когда я спросил, как ингушский материал оказался у вас, я не получил вразумительного ответа. (Я размножил эти карты на всякий случай). Примечательно то, что с более позднего варианта - карты 1842 года, исчезли многие ингушские селения.
Года четыре тому назад ко мне в Санкт-Петербург приехал работать Ахмед Уматгиреевич Мальсагов. Он искал материалы о своем предке Гаджибее Мальсагове. У меня были материалы, где упоминалось об этом человеке, в частности, эти карты. Я передал ему эти карты 1930 и 1840 годов, которые он использовал в одной из своих книг со ссылкой на меня.
Кстати, в дате образования села Яндаре также допущено грубое искажение исторических фактов. Генерал Слепцов, который якобы пожаловал местность, на котором образовано село, появился на территории Ингушетии и вообще на Кавказе гораздо позже даты образования села. И был он тогда в чине полковника. И потом, дарить государственные земли имел право только государь император, Слепцов, даже будучи генералом, не мог подарить ни клочка земли кому бы то ни было.
Вообще сама история этого села очень интересна. Селение на протяжении веков многократно меняло своих владельцев. Когда-то здесь жили и упоминаемые нами карабулаки, исчезнувшие, как самостоятельный этнос, из более поздней истории.
С 1842 года карта территории ингушей перекраивается. С нее исчезают многие ингушские села.
По плану генерала Граббе с 1840 года по Сунже начинают строиться казачьи станицы. В каждой станице должно было быть по двести домов (планы разрабатывали военные топографы, архитекторы). Станицы ограждались земляными валами, по углам устанавливались пушки, заряженные картечью. Сюда из внутренних губерний России переселяли крестьян. Продав там свое имущество, они здесь селились на все готовое. Им давали дома, разрешали за счет государственных средств перевести на новое место жительства имущество.
Каждая семья получала в собственность по 30 десятин земли. Они на пять лет освобождались от податей, получали карабины, боеприпасы и вчерашние крестьяне таким образом превращались в казаков. Прежние хозяева- карабулаки уничтожались физически. Их земли передавались новым.
Второй территорией, где проходила аналогичная акция по уничтожению его жителей, был Ангушт.
Вообще вся ингушская территория, включая и ту, что во время депортации ингушей отошла к Северной Осетии, была в тот период поделена на сегменты. Везде стояли казачьи посты, режим был комендантский. Из одного населенного пункта в другой невозможно было попасть без специального пропуска, как в Казахстане во время депортации.
В журнале "Военный вестник" опубликованы материалы периода имама Шамиля. Там написано, что в 1840 году Шамиль появился с войском в крепости Назрань. Его штаб-квартира находилась в селе Яндаре. Сохранился текст его послания, в котором говорится: "Дорогие мои братья -мусульмане-орстхойцы и призыв на борьбу с неверными…"
В этот период часть ингушских селений, лежавших на Сунже, были христианскими, часть селений исповедывали ислам. Те населенные пункты, где проживали христиане, он уничтожил физически. Ингуши оказали ему яростное сопротивление, за что получили от царя свой первый Георгиевский штандарт. Потом они получат за 1877, 78 годы, 1914-ый год.
Корр. Но тем не менее, отобранные у ингушей земли им не возвращали?
Дакиев. В этот период казаки, боясь, видимо, Шамиля, уходили из некоторых населенных пунктов - Алхасты, Галашки и других, а земли за огромную, непосильную для ингушей плату сдавали им в аренду. Условия были просто кабальные.
Есть также документ, где администрацией Терской области было предложено осетинам занять эти территории, но они не решились.
История осетин сама по себе также очень интересна. Они вообще не появлялись на равнине, потому что боялись. Я нашел документ, труды очень известного автора (я не буду называть его фамилию, скажу лишь, что он из русскоязычных граждан), в котором рассказывается об истории взаимоотношений ингушей и осетин. Этот человек долгое время жил и работал во Владикавказе. У него много научных трудов.
Вернувшись к себе в Питер, я намерен снять копию с этого документа и опубликовать его чисто из научного интереса. Есть также документ, свидетельствующий о конфликте, искусственно созданный нашими соседями в 1907 или 1909 году. Речь шла о населенном пункте Ольгинское , где был убит ингушский старик-мельник из селения Базоркино, работавший на своем поле. (Горцам не давали спокойно жить, издевались над ними, провоцировали стычки). И сами же провокаторы потом поднимают тревогу и представляют ситуацию так, как будто ингуши инициировали столкновение. Сюда подтягивают отряд пулеметчиков, и те, не разобравшись в ситуации, уничтожили тех людей, на которых им указала осетинская сторона…"
"Как видим из истории, у наших соседей генетическая предрасположенность к фальсификации конфликтов. Я уже не говорю об отобранной у ингушей территории, которая являлась для них житницей и находящейся сегодня под юрисдикцией Северной Осетии. Это особая тема, последствия которой сказываются на нашем народе и сегодня. Все это происходило на моей памяти, - вспоминает Магомед Ахмедович, переживший в раннем детстве депортацию. - В тот день, когда нас высылали, шел дождь со снегом. Мать послала меня домой за хлебом и мне пришлось вернуться. Во дворе нашего дома вольготно расположилась большая группа оккупантов.
Все они были осетины. Порезав наших кур, они пировали. Когда я захотел взять из дома хлеб, они не дали мне даже кусочка. И я вынужден был вернуться ни с чем. В этой акции депортации добровольно принимали участие более 3 тысяч представителей братской республики (это не голословное заявление, а исторический факт). У них же осталось все наше имущество: движимое и недвижимое. К сожалению, это наша история, а историю не вычеркнешь и не перепишешь заново. Но я хотел бы надеяться на то, что этот исторический опыт, который не принес ничего хорошего нам, чему-нибудь научит и наших соседей…"
Магомед Дакиев много рассказывал о том, как выглядит карта принадлежавших ингушам и насильственно отторгнутых у них территорий более позднего периода, приводил множество подтвержденных документально событий и эпизодов. Если приводить сегодня все эти данные, некоторые из них хороших ассоциаций не вызовут ни у кого. Для моих соотечественников - это боль многовековых утрат, для тех, кто причастен к исторической несправедливости - напоминание о содеянном. И каждому Создатель наш воздаст по заслугам. Если отбросить все негативное, у ингушей и осетин ведь много общего, в том числе и непоколебимый закон гостеприимства. Многие понимают, что весь осетинский народ не может нести ответственность за происходящее и за те исторические факты.
И тем не менее, свою историю и историю страны , в которой живешь, необходимо знать каждому. Ее нельзя искажать, ее невозможно присвоить, переписать. Ее необходимо воспринимать такой, какая есть, как воспринимаешь родителей, Родину.
В заключение я хотела бы обратиться к нашим предпринимателям, успешно осуществляющим свою деятельность в том же Санкт-Петербурге, с просьбой оказать финансовую помощь человеку, посвятившему всю свою жизнь поиску, восстановлению летописи истории ингушей, исторической справедливости. Для себя ему ничего не нужно, но дело, которым он занимается, нужно всем нам. При желании Магомеда Дакиева найти не трудно. В крайнем случае, можно обратиться в редакцию. Мы надеемся, что немало найдется среди людей, с легкостью оставляющих десятки, а то и сотни тысяч рублей в крутых ресторанах, желающих использовать часть своих средств для блага своего Отечества.

М.ДЗАУРОВА



Слабейший из домов

"Те, кто себе кроме Аллах1а других помощников призвал, подобны пауку, что дом себе устроил.
А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, о если б они знали суть вещей!"
Коран, сура "Паук".
аят 40.
В священном Коране дом паука назван "слабейшим из домов". Но правильно ли называть его слабым или не надежным? Является ли подобный тезис верным с точки зрения науки? Ведь паук строит свой дом из шелковых нитей, обладающих удивительных прочностью, и только не опытный взгляд может привести к мысли, что паутинная нить является экстраординарный материал, одной из особенностей которого является его удивительная высокая прочность. Шелковая нить толщиной с карандаш способна остановить "Боинг 747", летящий на полной скорости! Человечество до сих пор не способно воспроизвести подобный материал, несмотря на свои грандиозные достижения в науке и в области передовых технологий. Человеческий глаз способен обнаружить объекты диаметром 25 мкм на расстоянии 10 см, поэтому мы можем видеть паутину только из-за отражения солнечного света.
Толщина самой тонкой измеренной нити составляет 0,02 мм. Но эта тончайшая и кажущая "слабой" нить не только очень крепкая, но и чрезвычайно упругая. Благодаря этим свойствам шелк паука жестче, чем любые другие материалы или металлы, известные нам.
Прочность материалов измеряется в единицах, называемых денье (1 денье-1г 900 м). нить паука имеет прочность между 5-8 денье. Это означает, что она разрушится под собственным весом при длине в 45-72 м. Сталь же имеет прочность, приблизительно ровною 3 денье. К примеру, нить паука очень упруга и может быть растянута на 30-40%, прежде чем оборвется. Сталь же может быть растянута только на 8%, а нейлон на 20%.
Нить паука из-за техники переплетения может быть растянута на длину, в 20 раз большую ее первоначальной длины. Таким образом, тезис о слабости или хрупкости нити паука является антинаучным. Однако здесь следует обратить внимание, что Коран называет "слабейшим" ни строение, ни материал паучьего дома, а сам "дом паука". Что же такое "дом"? Для каждого из нас дом - это место, в котором мы чувствуем себя защищенными, свободно, без страха и стеснения. "Дом", это - место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.
Вспомним известные пословицы: "Мой дом - моя крепость". Отвечает ли дом паука подобным обще приятным требованиям?
В этом смысле дом паука действительно является наислабейшим домом. Во-первых, обратим внимание на то, что человека, взывающего о помощи к идолам, а не ко Всевышнему Аллах1у, Коран сравнивает с тем, кто ищет убежище и спасение в доме паука. Так паук, ожидая жертву, прячется в тайнике. Когда она движется хватает ее, чтобы растерзать.
Некоторые виды пауков использует свои глаза и скорость для ловли насекомых, а нить в качестве страховки. При перемещении они выпускают нить. Если они после прыжка нападают на жертву, паутина помогает им вернуться на исходную позицию.
Большинство пауков, чтобы умертвить свою жертву, используют яд. Таков будет исход всякого, кто поклоняется кому - либо, кроме Аллах1а, в надежде найти спасение и безопасность. Но это лишь внешняя сторона слабости дома паука. А как же обстоят дела внутри дома?
Пауки должны размножаться, поэтому существуют мужские и женские особи. Иногда женские особи пытаются убить мужскую половину и использовать ее в качестве пищи для себя.
Таким образом, когда паук-самец находит подходящую женскую особь, он сначала должен позаботиться, о том, чтобы не стать для нее добычей.
Сразу после сближения мужская особь вынуждена спасаться бегством, только так ей удается спастись. Некоторые женские особи умирают после того, как высидели яйца, а некоторые даже могут быть съедены своими собственными детьми. Что можно сказать о доме, члены которого заманивают и предательский убивают друг друга? Пророк Мухаммад, (Да благословит его Аллах1 и приветствует), был послан людям в исторический момент времени, когда на Аравийском полуострове царило язычество, когда люди поклонились идолом, сотворенным собственными руками, когда они не ведали, что такое справедливость, и насилие окружало их повсюду. Священный Коран являя свою божественную природу, рассказывает суть вещей.
Он сравнивает образ жизни язычников и их общество с домом паука - наислабейшим из домов, в котором не укроется ни от ветра, ни от дождя, ни от насилия это дом, в котором нет согласия. В то же время Коран указывает, что спасения для них является отказ от идолопоклонничества и насилия, вера в единственного Бога и обращение к Нему.
В священном Коране ни о чем не говорится просто так, каждая строка несет в себе глубокий смысл.
Одним из его научных знаний является упомянутый выше аят ("…подобны пауку, что дом себе устроили"). Глагол "устроил" в данном аяте на арабском языке согласуется с существительным, женского рода. Сегодня, спустя 14 веков, ученые доказали, что паутинный дом может быть создан только пауками - самками, ибо только они способны вырабатывать такой специфический шелковый материал. Этот факт еще раз является подтверждением Божественной Книги, ниспосланной нам Всемогущим, Всезнающим Творцом Вселенной.
И как сказал Всевышний в Коране "Я не дал вам из знаний, кроме малости". Научные знаки Корана будут рассказываться до Судного дня, и до этого дня Коран будет являться вызовом, брошенным неверным.
Гарантом же сохранности фактов, изложенных в этой Священной книге, является Сам Всевышний Аллах1. да ниспошлет он Всем нам разум увидеть явное!

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru