новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 118 (9639) суббота, 1 октября 2005 года

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ: К стабильности через реформы. Пути самоопределения власти

Исполнилось сто первых дней деятельности М.М. Зязикова в качестве главы Республики Ингушетия (РИ) - субъекта Российской Федерации. Срок, в принципе, по историческим меркам, совсем небольшой, тем более, что впереди для него, согласно Конституции РИ, пять лет полноценной политической работы на высшем государственном посту Ингушетии. Но от содержания, интенсивности и даже рациональности его проживания зависит, вне всякого сомнения, очень многое: авторитет местной власти, ее признание народом, способность властных структур (законодательных, исполнительных, судебных) решать существующие задачи в сфере политики, экономики, безопасности, обеспечения прав и свобод человека, находить баланс интересов федерации и региона, строить, исходя из исторических и культурных традиций нации, гражданское общество, позиционировать Ингушетию, российский Северный Кавказ в международных отношениях.
Как оценить с профессиональной точки зрения, с позиции высокой политики прошедшее время? Обозревая этот легитимный период, видно, что М.М. Зязиков, получив 15 июня 2005 года доверие ингушского народа, поддержку Президента Российской Федерации В.В. Путина, депутатов Народного Собрания Ингушетии, воспринял все это ответственно, предельно самокритично и творчески. Для него главное - не владеть формальным мандатом на власть, не упиваться ее атрибутикой, внешней стороной. Главное он видит в другом - использовать силу Конституции России, Основного закона Республики Ингушетия, добрые традиции предков, социальный потенциал своего народа, российского сообщества и партнеров в целях построения Ингушетии как устойчивого региона, политически и экономически развитого, являющегося частью Российской Федерации, а также авторитетного, имеющего свое лицо в современном мире. Работы предстоит немало: слишком специфична атмосфера, в которой происходит становление самого молодого субъекта РФ, слишком остры и тяжеловесны проблемы (материальные, идеологические и др.), которые надо решать повседневно и на перспективу. Конечно, есть и будет поддержка федерального центра, помощь соседей по Южному федеральному округу, других российских регионов. Но основное, решающее в динамике развития РИ за гражданами Ингушетии, ее политической элитой, общественностью, конфессиями, бизнесом и предпринимательством. Понимание этого факта должно стать общереспубликанским консенсусом и основой согласованных действий власти и населения.
В первый срок президентства М.М. Зязикова, несмотря на многочисленные объективные и субъективные трудности - безработица, беженцы (их число доходило до 300 тыс. человек) из разных мест Северного Кавказа, слабая база промышленного и сельскохозяйственного производства, влияние зоны антитеррористической операции в Чеченской Республике, последствия осетино-ингушского конфликта 1992 г., воздействие зарубежных информационных центров, идеологическое вмешательство под лозунгами, политизируя отдельные религиозные конфессии и др., было сделано, скажем прямо, немало эффективного и полезного. Достигнутое, с одной стороны, укрепляло государственность Ингушетии, ее политический статус, а с другой, через экономические меры и механизмы способствовало обеспечению потребностей людей, их интересов в области жилья, здравоохранения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка, поддержки старости, детства и материнства.
Так, в РИ формируется собственная республиканская база законодательства, которая отражает местные специфические вопросы регулирования, а также полностью соответствует общефедеральным законам. В вопросах адекватности, соблюдения законности ингушский руководитель занимал и занимает жесткую, принципиальную позицию, что укрепляет российский федерализм. За эти годы вырос профессионализм парламентариев РИ. Президент, Правительство, отдельные депутаты активно применяют право законодательной инициативы. По государственному интересные предложения внесены Народным Собранием Ингушетии на рассмотрение Государственной Думы и Совета Федерации, Совета законодателей России, Ассоциации органов законодательной власти ЮФО.
Начала складываться многопартийная система, что важно для освоения демократических ценностей, формирования в регионе эффективного гражданского общества. В республике действуют структуры "Единой России", "Партии жизни", ЛДПР, "Родины", других российских партий и общественно-политических движений.
Для динамичного развития Ингушетии важно установление межрегиональных, в том числе международных связей. В этот период по инициативе М.М. Зязикова были заключены договоры о сотрудничестве (включая вопросы поддержки соотечественников) с Киргизией, Казахстаном, Белоруссией, отдельными российскими регионами. Особое место занимает Соглашение между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия "О развитии сотрудничества и добрососедства" от 11 октября 2002 г., которое призвано создать атмосферу доверия и взаимопонимания между регионами-соседями, способствовать решению существующих Двусторонних проблем. В соответствии с его задачами Правительство Ингушетии разработало мероприятия по выполнению Соглашения, в реализации которого предусмотрено участие всех министерств и ведомств республики, а также общественных организаций, ученых, деятелей культуры, молодежи Ингушетии. И, конечно, это направление политической жизни Ингушетии, да и России в целом, было и остается приоритетным для Президента Зязикова М.М.
Для иллюстрации позитивных процессов в РИ еще один факт, имеющий большое политическое значение. Речь идет о разработке и осуществлении в республике специальной программы, связанной с возвращением в Ингушетию русскоязычного населения. Это действительно важно для укрепления межнационального мира и согласия. Только за последнее время в республику вернулось свыше 360 русских семей, примерно одна тысяча человек. Имеется еще около трех тысяч заявлений по этому поводу. Факт, согласитесь, весьма позитивный и красноречивый в условиях Юга России.
Важно и то, что данная программа, представляющая с нашей точки зрения общефедеральный аспект материальной поддержки региона - личная инициатива главы Ингушетии и находится на контроле у руководителей Ингушетии и лично у М.М. Зязикова.
Самое пристальное внимание в республике в период 2002-2005 гг. уделялось социальной сфере. Последовательно решались многие острые проблемы. Так, сократилось число безработных, увеличилась цифра занятых в нефтедобывающей, лесной, сельскохозяйственной отраслях. Заметны изменения к лучшему в стройиндустрии. Только за последние три года в Ингушетии построено 12 школ, введено в строй свыше 500 тыс. кв.м жилья.
По строительству и запуску новых объектов в Южном федеральном округе Республика Ингушетия занимает сегодня 2-ое место. Стабильно выплачиваются пенсии и социальные пособия. В центре внимания власти - ветераны войны и труда, жертвы политических репрессий. Этого вряд ли кто сможет отрицать.
Особая нагрузка в тот период легла на плечи республики, Президента, всех без исключения органов власти в гуманитарной сфере. Число беженцев, временно перемещенных лиц из Северной Осетии - Алания, Чеченской Республики, других северокавказских регионов превышало порой численность собственного населения. Напряжение было огромным. Выдержали, показали ответственное отношение к обеспечению прав человека в России на деле. При помощи федеральной власти, иностранных партнеров, международных организаций не допустили гуманитарной катастрофы. Республикой Ингушетия накоплен опыт, который сегодня изучается в мире, оценивается положительно по высоким меркам в ООН, Совете Европы, Евросоюзе, ОБСЕ, правозащитными организациями многих зарубежных стран. Отсюда - искренние слова уважения и признательности, начиная от простых людей и до политических деятелей современности, ингушскому народу, власти и, конечно, Президенту республики. Среди них - зам. Генерального секретаря ООН Ян Эгеланд, Верховный комиссар ООН по делам беженцев Рууд Любберс, Посол доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Анжелина Джоли, другие официальные лица. Наработанный в РИ в сотрудничестве с российскими структурами опыт, действительно, имеет международное измерение. Он говорит о высоком гуманитарном, нравственном потенциале России и его органичной части - Республики Ингушетия. Политические, юридические, материальные нормативы, которые применялись в Ингушетии, востребованы сегодня как современная методика миростроительства при гуманитарных операциях ООН, других международных институтов в Азии, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, других регионах Земли. Этот опыт, трудный, идущий от жизни, - своего рода вклад Ингушетии в антитеррористическую борьбу, которую Россия вкупе со своими партнерами по международной коалиции ведет, объединив политический, информационный, технологический, финансовый, международно-правовой потенциал. Конечно, в этой деятельности, с учетом всех сложностей и особенностей - наличие реального террористического инте рнац ионала, моральной и материальной подпитки преступников со стороны определенных политических и экстремистских сил на Западе и Востоке, политики "двойных стандартов" ряда государств при решении правозащитных вопросов, игнорирование отдельными странами международно-правовых обязательств в сфере борьбы с международным терроризмом и др. - есть свои составляющие, в том числе и силовые, которые должны применяться, использоваться в жестком правовом поле. Но главное, как показывает практика федеральной и региональной власти России, методы политического урегулирования, скоординированного и системного решения актуальных проблем, которые существуют, в частности, в российских субъектах. И в этом направлении также полезен опыт Ингушетии, суть которого однажды образно и рационально выразил М.М.Зязиков, для которого "антитерроризм -это создание рабочих мест, забота не на словах, а на деле о конкретном человеке, гражданине России". Думается, эти слова могут быть одной из формул действия современной власти. Дело не ограничивается лишь только идеологическими диверсиями в отношении ингушского народа. Надо понять, что на Северном Кавказе организованная преступность встала на путь вооруженной борьбы с властью, а значит и с населением, которое эту власть поддерживает. Страшная картина для начала XXI в. - покушение весной 2004 г. на главу Ингушетии М.М. Зязикова, бандитское нападение 22 июня 2004 г. на Ингушетию, унесшее жизнь более 100 человек, в том числе сотрудников правоохранительных органов, другие факты, напрямую связанные с трагедией в Беслане (сентябрь 2004 г,), взрывами и террористическими актами в США, Англии, Египте, Испании, Ираке, Афганистане, Италии и др. стран - тому подтверждение.
Таким образом, первый срок Президентства М.М. Зязикова, его команды единомышленников вобрал различный, неоднородный опыт государственного управления. Добились значительных успехов, но немало еще серьезных проблем. Однако главное состоит в том, что определились приоритеты в развитии Ингушетии, стали ясными и понятными вектора движения республики в федеральном пространстве России на основе принципов демократии, рыночной экономики и правового государства. Позитивные тенденции логично, как показывает новое президентство М.М. Зязикова, продолжают свое действие, определяя тактику и стратегию государственного строительства Республики Ингушетия в современный период. Именно они обеспечивают позитивные достижения РИ в сфере экономики, социальной помощи, межнациональных отношений и т.д. Некоторые примеры. Летом 2005 г. в республике открыты новые крупные заводы - электронных мачтовых антенн и маломощных двигателей, которые создали около тысячи рабочих мест. Соглашения на поставку современного оборудования подписаны с фирмами Италии, Германии, Финляндии. В ближайшие месяцы планируется открытие еще II предприятий. Набирает силу тенденция увеличения числа работников агропромышленного комплекса (рост за 2005 год составил шесть тысяч человек), возрождается животноводство, картофелеводство, садоводство. В станице Орджоникидзевская недавно завершено строительство завода по переработке молока, начинается модернизация перерабатывающей отрасли. Не прекращается процесс восстановления старых дорог и строительства новых. Только на эти цели до конца 2005 г. планируется затратить 334 миллиона рублей. В рамках реализации республиканской целевой программы по обеспечению жильем молодых семей в столице Ингушетии городе Магасе завершается строительство 100-квартирного дома для молодых семей. В этом году впервые за историю Ингушетии более 400 выпускников школ стали студентами ведущих вузов России, включая МГУ, КГУ, МГИМО(У), Московскую государственную юридическую академию и др. На Московском международном форуме "Одаренные дети" 28 ингушских подростков стали лауреатами в 7 номинациях. Юные футболисты команды "Эрзи" второй год подряд представляют Россию на международной арене. Недавно они стали серебряными призерами первенства мира в Швеции. В Ингушетии осуществляют свою гуманитарную деятельность 42 международные организации. В сентябре нынешнего года Президент РИ М.М. Зязиков и Посол Швейцарской конфедерации в России Эрвин Хофер обсудили вопросы расширения программы Швейцарского управления Развития и Сотрудничества по интеграции внутриперемещенных лиц в Ингушетии. Как известно, эта программа действует в Республике Ингушетия с 2003 года и к сегодняшнему дню на ее основе построено 45 домов в населенных пунктах Барсуки, Гамурзиево, Гази-Юрт, Средние и Нижние Ачалуки. До конца текущего года планируется завершить строительство еще 45 домов в селах Плиево и Нижние Ачалуки. Международные связи, которые активно устанавливает М.М. Зязиков и его команда, дают, таким образом, конкретные результаты. Благодаря им решается и другая проблема - Ингушетия становится узнаваемой в мире многих наций и народностей, культур и многоязычий, традиций и религий. Президент Ингушетии это хорошо понимает. Поэтому совершенно правильно уделяет значительное внимание работе с журналистами, местными и федеральными СМИ. Мы живем в эпоху открытого общества и информационное поле должно быть пространством демократии и знания, мира и свободы.
У "ста дней" М.М. Зязикова были и другие, к сожалению, не радужные краски -потери людей, исполнивших свой воинский и гражданский долг, покушение на премьер-министра республики, других должностных лиц, проблемы трудоустройства людей. Президент Ингушетии, скажу откровенно, о них не только знает, не только размышляет, но и ищет пути решения. Иначе нельзя, потому что именно он отвечает за все перед своим народом и Президентом России.
Республика Ингушетия, как, впрочем, и другие российские субъекты, вступила сегодня в принципиально важный этап государственно-правового и политико-экономического развития. У руководства республики есть четкие ориентиры развития, закрепленные в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Ингушетия. При их реализации надо помнить и о динамизме государственных и общественных процессов, принимать эффективные решения, которые адекватны действующим социальным законам и тенденциям. Назовем некоторые из них. Укрепление федеративных отношений. Субъекты Российской Федерации согласно решению Президента России В.В. Путина получают дополнительные полномочия, в том числе и по координации деятельности федеральных территориальных структур исполнительной власти. Важно, чтобы этот процесс был реальным, опирался на баланс интересов, поддерживался соответствующими нормативными, кадровыми, материальными ресурсами. В то же время, заметно стремление к введению в действие института федерального вмешательства, по крайней мере, и в качестве первого (экспериментального) шага в целях оздоровления финансово-экономической сферы. Можно прогнозировать усиление ответственности региональной власти за состояние дел в субъекте (например, в рамках закона № 131 о местном самоуправлении), а также активизацию контрольных структур, которые должны действовать политически корректно, в соответствии с материальным и процессуальным правом.
Инновационное развитие Республики Ингушетия. Для решения стоящих перед Республикой Ингушетия задач требуется комплексная методология, последовательный переход от регулирования очевидных вопросов социально-экономической и политической безопасности к системному обеспечению. Целесообразно применение в хозяйственной деятельности принципов государственно-частного партнерства, реальной поддержки бизнеса, созданию оптимальной атмосферы для деловых кругов, точечных и привилегированных инвестиций, защиты интеллектуальной собственности. Главная цель - сделать Ингушетию самодостаточной, конкурентоспособной на основе объединения политической воли власти и современных технологий в области политики и экономики, науки и образования. Республика должна ставить перед собой высокие задачи - стимулы и добиваться их реализации. В этой связи имеет смысл проанализировать и обеспечить возможности для создания в РИ особой экономической зоны промышленно-производственного типа, а также внести своевременные коррективы в уже принятые инвестиционные проекты.
Совершенствование межрегиональных связей. Россия, как и любое другое современное государство, находится под влиянием двух взаимодействующих факторов - глобализации и регионализации. Учет их требований, прямых притязаний диктует федеральной власти, в том числе и с позиций выполнения международно-правовых обязательств (например, Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г), проведение объемной и государственно взвешенной региональной политики. Без этого реальный федерализм не выстроишь. Создается впечатление, что в последнее время руководство страны начинает это активно воспринимать и адекватно действовать. Свои задачи возникают и у самих субъектов Российской Федерации - главных политических авторов процесса регионализации. Не является исключением и Республика Ингушетия. Наиболее актуальными для нее будут в ближайшей перспективе четыре принципиальных направления.
Во-первых, упорядочивание отношений с Республикой Северная Осетия - Алания на основе существующих договоренностей, прежде всего, Соглашения от 11 октября 2002 г., выполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина руководителям федеральных структур, Полномочному представителю Президента России в ЮФО, а также президентам РСО - Алания и Республики Ингушетия (июнь 2001 г) о разработке и реализации комплекса мер по завершению ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года. Существующая ситуация протяженностью в тринадцать лет требует от власти (федеральной и региональной) предельного внимания, политической воли, ответственности. Главный инструмент ее разрядки - безусловное уважение прав человека и гражданина, как в конституционном, так и международно-правовом принципе, который признан Российской Федерацией в качестве императивного. Понятно, что даже небольшое движение в сторону от этого принципа, каким бы высоким уровнем "целесообразности" оно ни объяснялось, удар по авторитету любого государства. Россия имеет все возможности этого избежать. У Федерального центра в лице Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации есть к тому все предпосылки. Соответствующий потенциал накоплен и самими субъектами РСО-А и РИ, в том числе и практический опыт доверительных шагов и действий. К сожалению, есть и другие факты, не приносящие (в том числе и в идеологическом ракурсе преодоления последствий конфликта 1992 года) надежду на скорое урегулирование спора. К ним относятся, например, всякие домыслы о принадлежности исполнителей преступного террористического акта в Беслане (организаторы), о невозможности совместного проживания лиц осетинской и ингушской национальности (что противоречит истории России, Советского Союза, реальным устремлениям простых людей).
В последние недели атмосфера в этом районе Северного Кавказа на стыке двух территорий вновь начинает накаливаться. Северо-Осетинской стороной в августе 2005 года направлено обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой юридической оценки и отмены ряда статей Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991г. Этот закон, вне всякого сомнения, был актом исторической справедливости, отвечал духу и букве Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федеративному договору 1992 года, включенному, заметим, в качестве составной части в Конституцию Российской Федерации. Как показывает анализ, Закон соответствует и международно-правовым обязательствам России (Устав ООН, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.). И это обстоятельство также надо принимать во внимание, особенно с учетом ст. 15 Основного закона Российской Федерации. Следует учитывать и тот объективный факт, что на протяжении длительного периода именно исполнительная власть не приступила к выполнению тех обязательств, которые этот закон 1991 г. и другие связанные с ним нормативно-правовые акты (например, закон Российской Федерации "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации 1992 г.)" установили. И на это обстоятельство в свое время Конституционный Суд Российской Федерации уже обращал внимание Правительства России, перед ним сегодня стоит предельно сложная задача. Цена ее решения велика, она затрагивает стабильность России, судьбы миллионов ее граждан.
Во-вторых, развитие пояса партнерства и сотрудничества Ингушетии с российскими регионами - соседями. Целесообразно не только заключение соответствующих договоров, а принятие детальных Программ взаимодействия, в том числе по вопросам экономической, научной, культурной интеграции.
В-третьих, продолжение практики совершенствования сотрудничества Республики Ингушетия с другими субъектами Российской Федерации на принципах взаимной выгоды, солидарности и межрегиональной кооперации.
В-четвертых, становление и обеспечение системы международных и внешнеэкономических связей Ингушетии с регионами зарубежных государств (Грузия, Армения, Азербайджан, Украина, Белоруссия, Бельгия, Турция и др.), с международными органами (комитет регионов Евросоюза, ПАСЕ, Ассамблея регионов Европы и т.д.). Ингушетия в полной мере должна использовать свой статус приграничной территории для разработки практических предложений, в том числе законодательного (национального и международного) уровня. Например, она могла бы поддержать принятие Федерального договора "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", официально высказаться за ускорение работы по присоединению Российской Федерации к европейской рыночной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1990 г., начать обсуждение идеи создания еврорегиона "Северный Кавказ", международного сообщества муниципальных образований Северокавказского региона и т.д.
Здесь названы лишь отдельные направления и объекты политики реформирования Республики Ингушетия. Задач, проблем, стоящих перед Президентом РИ М.М. Зязиковым, перед властью в целом, конечно, много больше. Их надо правильно оценить, выбрать оптимальные средства решения. Потенциал Ингушетии - политический, научно-технологический, историко-духовный - позволяет сформулировать и достичь эту высокую цель. Главное, решающее на этом пути - взаимодействие власти и народа. В данной комплексной деятельности - код к стабильности и благополучию Республики Ингушетия, а значит и России в целом.

ЛИХАЧЕВ В.Н.,
зам. председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный посол, доктор юридических наук, профессор


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru