новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 112 (9487); суббота, 2 октября 2004 года

Человек - легенда



"Где б ты ни жил: в горах ли, у моря,
Ты мне брат, коль тебе дорога
Вся земля, если святы все взгорья.
Все долины, луга и стога.
На каком бы ни пел ты наречье,
Все равно ты и брат мне и друг,
Если ценишь ты труд человечий,
Доброту человеческих рук.
Ты мне брат, ты любимее брата,
Если грудь твою давит и жжет
Боль за всех, кто ушел без возврата,
И тревога за всех, кто живет".

Не все, наверное, из читателей "Сердало" знают, что эти прекрасные строки родились на земле Кабардино-Балкарии, славащейся гостеприимством, традициями братства, междунационального взаимоуважения, что является сегодня драгоценным примером для окружающих республик и областей. А принадлежат эти строки перу славного сына Кабардино-Балкарии, выдающегося поэта Кайсына Кулиева.
Не все знают и про то, что, как бы подтверждая интернациональный авторитет Кабардино-Балкарии, еще раз, звучат на этой прекрасной земле и поэтические строки об ингушской Назрани:
"Город мира,
Город милый,
Ты душе
Даруешь силы,
Ты, Назрань,
Чиста,
Как утра рань.
Ты - любовь моя
И песня,
Ты - прекрасней
Поднебесья,
Мы отныне
Будем вместе,
Милая Назрань!

Это только одна из четырех строф "Песни о Назрани", написал ее Президент Северокавказского представительства Мирового Артийского Комитета и Мировой Ассамблеи общественного признания Ауес Абуевич Бетуганов, а исполняет лауреат многих международных конкурсов, светило эстрады Ауес Зеушев. Многократно звучала эта песня и на ингушской земле, в частности, в Назрани, куда довольно-таки часто приезжают представители Мирового Артийского комитета и Мировой Ассамблеи общественного признания для вручения высоких наград этих двух авторитетных международных организаций лучшим людям нашей республики. Последнее такое вручение состоялось 22 сентября нынешнего года. Директору Национальной библиотеки Радимхан Газдиевой присвоено почетное звание "Просветитель XXI века", еще четыре работника Национальной библиотеки награждены почетными дипломами и нагрудными знаками "Лучший библиотекарь России". Золотая медаль, полученная Радимхан Газдиевой, не первая в Ингушетии. Ранее золотой медалью Мирового Артийского Комитета и Мировой Ассамблеи Общественного признания были награждены в разное время поэт Гирихан Гагиев, мэр Назрани Абукар Султыгов и предприниматели Саварбек Белхароев и Асхаб Галаев… Многие представители ингушского народа получили награды другой категории из рук представителей Мирового Артийского Комитета и Мировой Ассамблеи Общественного признания. Каждый раз приезд Ауеса Бетуганова в Ингушетию превращается в праздник дружбы, в праздник добра и благодати. Ведь он привозит людям награды, вдохновляющие на новые замечательные свершения, и говорится на встречах с ним о том, что волнует всех: о мире, о стабильности, о милосердии, о необходимости межнациональной и межрелигиозной терпимости. Словом, любая встреча с Ауесом Бетугановым - это своеобразная настройка души на высокую волну красивых отношений между людьми, это новый импульс оптимизма, так нужный всем нам в нынешнее непростое время. А на организацию всевозможных полезных встреч Северокавказское представительство Мирового Артийского Комитета и Мировой Ассамблеи Общественного признания не скупится. Здесь не только торжественные церемонии награждения, но и вечера, встречи и круглые столы из серии "Эту дружбу нам завещали отцы", концерты звезд Северного Кавказа с участием выдающихся певцов, победителей многих престижных международных конкурсов Натальи Гасташевой, Ирины Дауровой, Ауеса Зеушева и многих других. По инициативе Бетуганова издан музыкальный альбом первого ингушского композитора Фаризы Шадыжевой, а также альбом "Звезды эстрады Северного Кавказа", который украсила "Песня о президенте РИ" (слова и музыка Мадины Барахоевой). По заказу Северокавказского представительства снят фильм о дружбе кабардинского и ингушского народов с участием деятелей культуры двух республик. Благодаря Ауесу Бетуганову, школьники Ингушетии стали участниками различных смотров, хореографических коллективов. А молодые эстрадные исполнители из Ингушетии пробовали свои силы в конкурсах, состоявшихся в Нальчике, Сухуми, Магасе, Назрани, Черкесске, Владикавказе. Сейчас в Северокавказском представительстве Мирового Артийского Комитета и Мировой Ассамблеи Общественного признания готовятся к выпуску две энциклопедии: "Знатные люди Кавказа" и "Знаменитые женщины Кавказа XXI века". В обе книги войдут рассказы о лучших сыновьях и дочерях Ингушетии. Родился Ауес в селении Лечинкай Чегемского района Кабардино-Балкарии в семье колхозников старшим из пяти детей. - Они были добросовестными тружениками, - с гордостью говорит Бетуганов о родителях. Размышляя об истоках глубокого интереса к культуре своего народа, Ауес Абуевич вспоминает дедушку: - Он говорил мне: "Будь сдержан, но не труслив, скромен, но стоек и храбр. А главное - будь терпелив и трудолюбив". Дедушка Жанхот очень часто играл со мной. Только теперь я понимаю, что через игру он знакомил меня с миром, учил трудолюбию, помогал развивать сообразительность и сноровку. Вечерами мы вместе читали красочную книгу "Нарты" и, следя за приключениями героев эпоса, я вместе с ними сражался, сопереживал, радовался одержанным победам. Особое значение имел личный пример дедушки - он был образцом во всем, от манеры держать себя до подхода к сложным этическим проблемам. Более позднее воспоминание - спектакль кабардинского театра "Сын медведя Батыр", оставивший неизгладимое впечатление в душе ребенка. Красочное изображение противостояния добра и зла, перекликающееся с любимым нартским эпосом, стало основой пронесенного через всю жизнь восхищения режиссерским искусством. С восторгом вспоминает Ауес свою первую поездку в Москву на Кремлевскую елку. Грандиозное праздничное шоу-балет на льду, овеянный историей город, новые друзья со всех концов Советского Союза… Это была целая эпоха в жизни восьмиклассников. Тем более, что путешествие в столицу они получили в качестве заслуженной награды - Ауес входил в состав школьной туристической команды, успешно выступившей в республиканских соревнованиях. В школе он был незаменимым конферансье, любил петь, танцевать, занимался легкой атлетикой, волейболом и туризмом. Даже армейская служба способствовала развитию духовного потенциала. Он служил в Германии, в Потсдаме, объездил всю страну, и был потрясен памятниками истории, европейской культурой. Очень понравился порядок во всем, деликатность и подчеркнутое уважение к собеседнику. Ауес был лидером - секретарем комсомольской организации, и проводил всевозможные вечера дружбы, концерты, дискотеки. Поступив в Краснодарский государственный институт культуры на театрально-режиссерский факультет, Ауес попадает в среду, о которой мечтал. В крупном культурном центре южного региона со множеством театров и концертных организаций, Бетуганов повсюду находит живые иллюстрации к теоретическим знаниям, полученным в аудиториях. В дополнение к основному курсу, он посещает еще два на факультете общественных профессий - хореографии и изобразительного искусства. У него хватало энергии и на участие в соревнованиях по легкой атлетике и волейболу, и на работу в институтском клубе интернациональной дружбы, председателем которого он вскоре стал. Первая зарубежная поездка Ауеса Бетуганова состоялась в годы учебы в вузе на студенческом поезде дружбы, маршрут которого пролегал через Польшу. Он и предположить тогда не мог, что позже исколесит полмира. Жителей Франции, Германии, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Сирии, Турции, Иордании, Индии, Ирака и Греции знакомил он с самобытной культурой и искусством Северного Кавказа. После четвертого курса Ауес Бетуганов проходил практику в Министерстве культуры Кабардино-Балкарии. Здесь он понял, насколько серьезного отношения требуют вопросы развития культуры, сохранения уникальных традиций. Пригодились и глубокие знания, и молодой задор, и, конечно же, трудолюбие. После окончания вуза молодого специалиста, столь успешно проявившего себя во время практики, пригласили возглавить научно-методический кабинет при Министерстве культуры КБР. С первых дней работы Бетуганов продемонстрировал собственный стиль работы. Он не терпел рядом с собой безынициативных, инертных людей. В корне изменились формы и методы работы с руководителями учреждений культуры, в том числе сельского звена, их обучение новым подходам стало планомерным и постоянным. В 1978 году после объединения Дома народного творчества с научно-методическим кабинетом был создан Республиканский научно-методический центр народного творчества Министерства культуры КБР. Ауеса Абуевича назначили его директором, и двадцать три года он проработал в этой должности. Долгие годы он был также членом коллегии Министерства культуры КБР, членом президиума Федерации профсоюзов КБР. Разнообразные досуговые мероприятия, акции, семинары-практикумы, творческие лаборатории для специалистов всех жанров стали традиционными в Республиканском научно-методическом центре. Здесь возрождались народные промыслы - изготовление ардженов (циновок), кийизов (войлочных ковров), национальных музыкальных инструментов. Для заведующих отделами культуры городов и районов проводились школы передового опыта и конкурсы профессионального мастерства. Одним из заметных событий стало приглашение в Нальчик молодежного ансамбля танца из Иордании. Это был первый творческий коллектив соотечественников из-за рубежа, побывавший на Кавказе. Их сопровождали советник короля Иордании, трехкратный чемпион мира по тхэквандо Хусейн Туко и председатель молодежной хасы Нагуч Фуад. Десять дней гостили иорданцы в Нальчике, Черкесске, Майкопе, в центре Шапсугского района Лазаревском. По инициативе Бетуганова был также организован международный обмен студентами и школьниками с проживанием в семьях в Дамаске, Анкаре, Стамбуле. Молодые люди, приезжающие в Кабардино-Балкарию, жили в адыгских семьях и учили кабардинский язык. Успешно используемые в Республиканском научно-методическом центре народного творчества новшества привлекли внимание Министерства культуры СССР, и его сделали базовым для апробации новых форм работы. О высоком авторитете центра свидетельствует и то, что А. А. Бетуганов был избран президентом ассоциации научно-методических центров республик Северного Кавказа. Знаменательной страницей работы Центра стало проведение в 1991 году первого Всемирного фестиваля адыгской культуры "Негасимый очаг", который собрал более 500 гостей из США, Германии, Израиля, Сирии, Иордании, Турции, Нидерландов, Югославии. - Железный занавес социалистической системы многие десятилетия тормозил всякое общение с адыгской диаспорой, - вспоминает Бетуганов. - Бывая за рубежом, я всегда чувствовал, насколько для наших соотечественников важно общение, возвращающее к истокам. Перемены в обществе сделали возможным то, о чем раньше нельзя было и мечтать. Никогда не забуду, как встречались земляки, находили родственников, обнимались и плакали от счастья. Ауес Абуевич - первый человек, выступивший по турецкому национальному телевидению на адыгском языке. Он тогда призвал к дружбе и единению соотечественников. Вслед за адыгским был проведен первый Международный фестиваль Карачаево-Балкарской культуры, автором идеи которого также был А.А.Бетуганов. Вклад Бетуганова в развитие культуры республики был высоко оценен. В 1991 году ему присвоено звание "Заслуженный работник культуры КБР". Его деятельность по укреплению межнационального сотрудничества получила российское и международное признание. Он награжден Памятной медалью Иорданского Хашимитского королевства, медалями и дипломами Франции, Италии, Греции, Польши, Почетной грамотой правительства Абхазии. Параллельно со столь активной работой Ауес Абуевич окончил аспирантуру МГУ им. Ломоносова и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. Собранные и проанализированные материалы он обобщил в монографии "Молодежь, культура, досуг". И он же автор книги "Воспитание самодеятельностью". В 1998 году Ауесу Бетуганову, как опытному специалисту, пользующемуся авторитетом среди коллег, предложили возглавить Северокавказское представительство Мирового Артийского комитета. Здесь появилась возможность работать масштабнее, ведь Мировой Артийский комитет объединяет 35 стран, а его представительство играет роль связующей нити, выводящей наш регион, в составе которого Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, РСО-Алания, Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Чечня, в пространство всемирной культуры. Организуются фестивали, конкурсы, стажировки специалистов в разных странах. Творческие работники через Северокавказское представительство становятся посланцами народной дипломатии. За последние годы коллективы региона посетили более двух десятков стран. Как член Ассамблеи народов России и член президиума Мировой ассамблеи общественного признания, Бетуганов способствует популяризации людей, завоевавших признание в разных сферах деятельности. Во всех столицах региона с успехом проходят чествования незаурядных людей. За большой личный вклад в укрепление межнациональных отношений А.А.Бетуганову присвоены звания "Заслуженный работник культуры Карачаево-Черкессии" и "Заслуженный деятель искусств Дагестана". В 2003 году Ауес Абуевич в соавторстве с проректором Московского педагогического университета, доктором философских наук, академиком Н.П.Пищулиным издал двухтомник "Социальное управление: теория и практика". Это учебное пособие для студентов высших учебных заведений, преподавателей, работников оргнов государственной власти и управления, руководителей предприятий и организаций, выпущенное издательство Книжный центр "Акадекнига" в серии "Библиотека государственного служащего". Книга посвящена истории управления, содержит практические рекомендации по работе с персоналом, социально-психологической диагностике, ролевому тренингу, деловым играм. Это основа докторской диссертации, которую пишет А.А.Бетуганов, стремясь раскрыть механизм власти и управления, причины противоборства или сотрудничества лидеров. Рассказ об этом неординарном человеке был бы неполон без упоминания о его увлечении песенным жанром. В сборник "Родник любви" вошли песни на стихи Бетуганова на кабардинском, балкарском и русском языках. В Москве выпущен авторский лазерный диск. Многие песни переведены на абхазский, арабский, французский, осетинский и ингушский языки, их поют популярные исполнители. Наверное, так много успеть может лишь тот, кто утром спешит на работу, а вечером торопится домой. Супруга Мария для Ауеса Абуевича - надежный тыл и источник вдохновения. У них трое детей, и каждый окружен любовью, которой щедро делится их отец. Ауес Абуевич Бетуганов давно стал своим человеком в среде творческой интеллигенции всех регионов Северного Кавказа, в том числе и Республики Ингушетия. Написанная им "Песня о Назрани" и стихотворение "Магас" стали широко известными. Его стихи печатались большими подборками, и неоднократно в газетах "Сердало", "Ингушетия", в журнале "Литературная Ингушетия" - и на русском языке, и в переводах ингушских поэтов Гирихана Гагиева и Плиева Магомед-Саида. Нынешняя осень для Ауеса Бетуганова золотая: он будет отмечать 35-летие творческой деятельности. Спасибо ему за щедрое тепло благородного кабардинского сердца, за тепло, которое он вот уже 35 лет дарит всем народам Кавказа, России, да и всего мира. Спасибо и Фатиме Ибрагимовне Цолоевой, вице-президенту Северокавказского представительства, правой руке Ауеса Бетуганова, которая на этом высоком посту многие годы содействует укреплению мира и стабильности, укреплению дружбы российских народов. Хочется закончить эту статью стихотворением ингушского поэта Гирихана Гагиева, которое он посвятил Кабардино-Балкарии

"Покуда"

Покуда Кабарда на свете есть
И есть Балкария на свете тоже,
Как золото, цениться будет честь…
О нет, дороже золота, дороже!

Покуда есть на свете Кабарда,
Балкария покуда есть на свете,
Священными останутся вода
И хлеб, и будут радоваться дети.

Покуда Кабардой украшен мир
И скалами Балкарии возвышен,
Не будет путник бесприютен, сир -
Тепло и свет найдет под каждой крышей.

Покуда Кабарда на свете есть,
И есть еще Балкарии особа,
Не сможет доброту людскую свесть
К нулю нечеловеческая злоба.

Покуда есть на свете Кабарда,
Балкария на свете есть покуда,
Мы будем жизнь воспринимать, как чудо,
И будем жизнью дорожить всегда.

Каким бы трудным мы ни шли путем,
Каким бы ни был мир, порою, горьким,
Балкарию припомнив - мы в восторге,
А вспомнив Кабарду - и мы живем!

Нелли ЛУКОЖЕВА, Нальчик.



 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru