новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 97 (9618) среда, 24 августа 2005 года

Плоды жизненной мудрости

Къосам Мусиевич Чапанов – один из старожилов села Мужичи Сунженского района. Его жизнь, как и жизнь других представителей нашего старшего поколения, была нелегкой, насыщенной событиями, многих из которых оставили в душе незабываемые метки.
И сейчас, в свои 78 лет, несмотря на проблемы со здоровьем и перенесенные операции, Къосам по-прежнему бодр, энергичен, живо интересуется и находится в курсе всех сельских и республиканских новостей. Он не сторонний наблюдатель, а живой и непосредственный участник всех событий, которые затрагивают жизнь его семьи, рода, села, республики. Жить в узком мирке собственнических интересов не в натуре Къосама.
Прямота характера, неудобная в понимании осторожных людей привычка рубать, что говорится, с плеча, умение оценить человека по достоинству – в этом весь Къосам. Его мировоззрение складывалось под влиянием времени, в котором он жил, людей, что воспитывали и окружали его, событий, которые вторгались в его жизнь, круто меняя русло судьбы. Характер ковался в преодолении трудностей, в противоборстве даже с такими силами, которые, было время, пытались убить в человеке человека.
Одним из таких испытаний для Къосама, как и для всего нашего народа, явилась сталинская депортация.
- Я родился в 1927 году, - рассказывает Къосам, - в Мужичах, в семье Муссы и Сахти Чапановых. Ко времени высылки наша семья насчитывала 10 детей – 5 сестер и 5 братьев.
Мы с отцом и дядей по матери – Юсупом Шадиевым - находились в горах, где держали на выпасе скотину и другую живность. И когда весть о выселении дошла до нас, отец с младшим братом выехали в Мужичи, чтобы удостовериться – правда это или нет.
Так сложилось, что Къосам оказался выселенным лишь спустя 3 месяца после массовой депортации чеченцев и ингушей. В горах он с дядей находился до тех пор, пока их местонахождение не было обнаружено солдатами. Попытку знакомого аварца Абдуллы избавить его от выселения, объявив своим сыном, Къосам решительно отверг, предпочтя разделить участь народа.
Семья Къосама оказалась в Кокчетаве, а он в Акмолинске. Позднее, когда нарушив режим спецпоселения, решил воссоединиться с родными, был арестован и осужден на 2 года. Невыносимые тюремные условия в первый год его содержания в ней вынудили Къосама пойти на отчаянный шаг – объявить голодовку. Итогом настойчивой решимости еще очень молодого, в общем-то, парня умереть, не желая смириться с условиями тюремного пребывания, послужил его перевод в Акмолинский лагерь общего режима под номером 26.
- Время, проведенное в этом лагере, оказалось самым светлым периодом в моей жизни, подарившем возможность тесного общения с такими известными учеными людьми, как Джунит-мулла, Хасан-мулла, Барахоев Осман-мулла, - продолжает Къосам свои воспоминания. – Они были осуждены за свои религиозные воззрения, за авторитет в народной среде, приверженность вере. Я очень многое взял для себя из их духовных наставлений, бесед. Мне выпало счастье быть рядом с ними, внимать им, теснее приобщаясь к Исламу.
Люди, которые смогли выжить в годы депортации, способны на многое, считает Къосам Чапанов.
И анализируя день сегодняшний, отмечает, насколько было тяжело в прошлом, настолько легче сейчас. Положительные перемены, улучшение жизни и быта людей, газ, свет и вода, дороги, пришедшие даже в самые отдаленные села республики – суть новой Ингушетии, светлого будущего нашего народа. Сумели бы по достоинству оценить. Показательно и отношение к руководству республики сельского старейшины, высокое доверие и уважение к Президенту РИ Мурату Магометовичу Зязикову.
- Я имел возможность беседовать с Муратом Магометовичем и до его выборов в президенты и после, - говорит он. – И вот что я вам скажу – слова у него не расходятся с делом. Все, что он обещал – выполняет. И что самое важное – это «къахетаме» Президент. Когда к нему обращаются за помощью – никогда не отказывает.

Жизненный опыт – верное преимущество старости, кто-то сравнил с вершиной, с которой лучше видны открывающиеся горизонты. И эту прозорливость, чувство нового я с некоторым удивлением отмечаю для себя в пожилом, но чутко улавливающем ритм времени Къосаме Чапанове. Живой носитель истории – он хранит в памяти многие события, свидетелем которых был сам, а также слышал от людей, которых уже нет в живых. Трепетно любит Мужичи, в котором родился, историю села, с момента его зарождения. Именно поэтому ему важно как сложится завтрашний день села - Къосам справедливо полагает, что при распределении земельных участков, если оно имеет место на территории села Мужичи и его окраин, преимущество должно отдаваться мужичинцам, а не «толстосумам» со стороны, озабоченным только вопросами личной наживы. Мечтает Къосам и о новых дорогах, которые, например, могли бы помочь мужичинцам сократить расстояние с ближайщими соседними республиками, населенными пунктами. В памяти его свежи еще воспоминаниями о том периоде жизни, когда он в течение трех с половиной лет, каждую пятницу, где пешком, где на попутном транспорте добирался до Сурхахов на пятничные молитвы. Именно его стараниями и стараниями Ахмед-хьажи Арапханова (бессменного в течение долгих лет, ныне покойного имама с. Галашки) в конце 70-х годов, при поддержке Белхароева Ахьмад-хьажи из Сурхахов, на территории кладбища в Галашках была построена мечеть, и у людей появилась благословенная возможность пятничных молитв у себя в селе.
- Я никогда не брал чужого, - говорит Къосам, и этому он учит свое большое дружное семейство.
Зато сам щедр на помощь ближнему. И это подтвердилось в период апрельской трагедии 1994 года, когда в Галашках сгорел автобус с людьми. Именно Къосам Чапанов выступил в тот период инициатором увековечивания памяти погибших – провел саг1а и установил надгробный камень на месте массовой гибели людей. Потому и звучало с благодарностью имя Къосама во время недавнего открытия по инициативе «Даймохка» нового обелиска на месте трагедии.
Наши старейшины - наши первые проводники и посланники в делах жизненно важных - идет ли речь о рождении человека, о проводах его в мир иной, о создании новой семьи или же установлении мира между враждующими. Они бескорыстно делятся с нами, плодами своей жизненной мудрости, накопленного опыта. И, наверное, вправе рассчитывать на наше ответное внимание и заботу. Как и Къосам Чапанов, который, прощаясь с нами, высказал пожелание – организовать для него качественное лечение, в котором он нуждается. Будем надеяться, что обращение Къосама в соответствующие инстанции не останется без удовлетворения. Мы же, со своей стороны, желаем Къосаму крепкого здоровья и долгих лет жизни.

А. ЭЛЬБИКАЕВА,
Р. КАРТОЕВА



УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БОИ – ПЕРВЫЕ ШАГИ К МИРОВОМУ УРОВНЮ

Магомед Мамилов - первый мастер спорта в Ингушетии по универсальным боям. Он стал победителем Чемпионата России по универсальным боям, который проходил в г. Зеленограде с 3 по 7 августа. М. Мамилов - ученик тренеров Р. Цурова и С. Курбатова - блестяще провел 3 боя, став победителем в престижной весовой категории 90 кг.
Ингушский спортсмен ныне учится в Уфимском юридическом университете при МВД РФ и готовится сегодня к выступлениям на Чемпионате мира. Мировое первенство, как ожидается, пройдет с 15 по 19 августа.

В.САИТОВ



Российский флаг отметил день рождения

Факты: Существует много версий относительно цветов триколора. По одной из них - белый – это символ благородства, синий – честности, а красный – смелости и великодушия.

Однако некоторые вексиллологи (те, кто изучают флаги) связывают расположение и цвет полос на российском флаге с древним пониманием мира: внизу красный – физический, плотский, выше голубой – небесный, еще выше белый – мир божественный. В России 22 августа отмечали день Государственного флага. Российский триколор впервые подняли над Домом правительства в Москве в последний день путча - 22 августа, в 1991 г. И только три года спустя Президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О государственном флаге РФ».
Однако история триколора началась намного раньше и насчитывает несколько веков. В 1668 г. в России была построена военно-морская флотилия. Для нее требовался опознавательный знак, и царь Алексей Михайлович указал использовать для этой цели бело-сине-красное полотнище. Впервые оно было поднято на первом русском военном корабле «Орел». Полвека спустя Петр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Собственно национального флага в России до середины XIX в. не было. В большинстве европейских стран, наоборот, национальные цвета были определены.
В Париже в 1812 г. русские войска были встречены бело-сине-красными флагами, которые парижане считали русскими. В Берлине же Александра I встретили черно-желто-белыми полотнищами. Постепенно это сочетание стало привычным и уважаемым в армии. А бело-сине-красный флаг оставался исторической реликвией, связываемой часто с именем Петра I. Празднование Дня государственного флага проходит сегодня во многих городах России. На протяжении второй половины XIX в. среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или черно-желто-белый. 28 апреля 1883 г. Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный. И лишь накануне коронации Николая II триколор стал официальным символом царской России. После Октября 1917 г. советская власть заменила его пролетарским красным знаменем. Ученые считают, что прототипом российского триколора послужил голландский флаг – первый в Европе освободительный стяг.
Специалисты считают, что лучше бы нашей стране выбрать символику, содержащую крест – символ христианства. По их мнению, государства, имеющие на флаге горизонтальные полосы, постоянно сотрясают перевороты и катаклизмы. Празднование Дня государственного флага проходит сегодня во многих городах России. В музее-заповеднике «Петергоф» на площадках Большого каскада, соединяющих Верхний и Нижний парки, состоится красочное театрализованное представление с фейерверком, рассказывающее об истории российского триколора. В Ульяновске торжество начнется красочным шествием на площади 30-летия Победы, организованным областным комитетом по молодежной политике. На площади 100-летия со дня рождения Ленина будет организован митинг, в котором примут участие представители партий, движений и общественных организаций, молодежь. В честь этого дня в Пензенской области региональное отделение партии «Единая Россия» проведет праздник в детском оздоровительном центре «Белка».

K Mnews



Край удивительной красоты

Горная Ингушетия - край удивительной красоты, природа, ландшафт и памятники старины дополняют друг друга, как единое целое, ведь горы Ингушетии особенно красивы своей природой и архитектурой.
Многовековые памятники ингушского народа не имеют аналогов по качеству и количеству на Кавказе, это единственное место, где сосредоточено столь большое число башенных комплексов и культовых построек. Причина такого большого количества памятников архитектуры в том, что ингуши испокон веков строили из камня для жилья и защиты от врагов укрепления, крепости, жилые, полубоевые и боевые башни, а для всевозможных обрядов строили святилища, храмы, склепы. Уникальная архитектура ингушей поразила своею красотою многих иностранных и отечественных историков, исследователей и путешественников. Ингушские мастера славились своим каменным зодчеством на всем Кавказе, их приглашали строить оборонительные укрепления соседние народы, которые в свою очередь щедро оплачивали их труд. У каждой родовой общины в Ингушетии были свои башенные поселения, не иметь боевую башню считалось недостатком фамилии и поэтому очень редко можно увидеть ингушский аул без боевой башни.
Ингуши бережно относятся к своей истории и для каждого дороги поселения предков, все, что связано с историей Ингушетии. Специалисты отдела историко-культурного и художественного наследия Министерства культуры Республики Ингушетия совместно со специалистами Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного музея-заповедника проводят работу по охране, мониторингу, реставрации, консервации, паспортизации и пропаганде памятников историко-культурного наследия.
По представлению Министерства культуры РИ на Республиканский и муниципальный учет Постановлением Правительства Ингушетии поставлено 786 памятников архитектуры. Проведена работа по установлению охранных зон, а также планируются работы по определению границ территории памятников.
Одной из главных задач отдела историко-культурного и художественного наследия и музея-заповедника, является учет, мониторинг и паспортизация памятников архитектуры горной Ингушетии, всего паспортов составлено на 304 памятника в 29 селениях.
По результатам паспортизации издан первый том Свода памятников, который включает научно-справочные статьи обо всех сохранившихся на территории памятниках архитектуры, градостроительства, монументально-декаративного и садово-паркового искусства, вводный обзор истории развития художественной культуры и справочный аппарат, издание имеет большое научное и просветительское значение.
Специалистами отдела историко-культурного и художественного наследия Министерства культуры РИ и музея-заповедника, проведен мониторинг на архитектурных памятниках сс. Карт, Дошхакле, в.Озик, н.Озик, Лейми, Кели, Эгикал, Таргим, храм «Тхаба-Ерды», храм «Альби-Ерды», Хамхи, Пуй, Бархан, всего 35 памятников. Также проведена собирательская работа, уже собран материал для мониторинга на 70 памятников старины.
В 2002-2003 г.г. проведены консервационные и ремонтно-реставрационнные работы на храмах «Алби-Ерды»(IX в), «Тхаба-Ерды» (VIII-IX вв). и начаты в 2004 году ремонтно-реставрационные работы на архитектурном комплексе «Вовнушки», все работы на памятниках проводятся за счет федеральных средств. В ближайшее время планируются мероприятия по реставрации и ремонтно-восстановительным работам, на памятниках архитектуры, храм «Тумгой-Ерды», боевых башен в селениях «Таргим», «Гули», «Пуй», а также святилища в с. Хамхи. Установка охранных щитов на историко-архитектурных комплексах сс. Пялинг, Ний, Евли, Цхаралте, Вовнушки, Никоте, Цори, Мящхи и др.
Для развития туризма Ингушетии проделана определенная работа и ряд мероприятий, разработаны туристические маршруты по Джейрахско-Ассинскому музею-заповеднику. Для воссоздания на территории Республики Ингушетия народных традиций в строительном искусстве и ингушского народного быта, на базе архитектурного комплекса с. Эгикал подготовлено проектное задание по созданию «Музея народного зодчества и быта ингушей». Данный архитектурный комплекс планируется восстановить в подлинном виде эпохи средневековья с предметами интерьера, включающего предметы хозяйственного обихода, военного искусства, воссоздание подлинных изделий ингушей этого времени.
Также проводится работа по пропаганде объектов историко-культурного наследия в средствах массовой информации, изданы буклеты на архитектурные памятники, такие как храм «Тхаба-Ерды», «Эгикал», «Таргим». Подготовлен материал для издания буклетов «Назрановская крепость», «Эбан».
Специалистами МК РИ и музея заповедника ведется разъяснительная работа среди частей Федеральных войск на территории заповедника для того, чтобы пограничники знали историческое значение памятников архитектуры и бережно относились к истории ингушского народа.
Не зря в народе говорили «Без прошлого нет будущего» и одной из задач отдела историко-культурного и художественного наследия Министерства культуры Ингушетии и Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного музея-заповедника заключается в сохранении многовековых памятников для будущих поколений, чтобы подрастающее поколение знало богатую историю своего народа и бережно относилось к памяти своих предков.

Хасан Сампиев,
историк
специалист отдела историко-культурного
и художественного наследия Министерства культуры РИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru