новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 111 (9486);четверг, 30 сентября 2004 года

За гранью истинного ислама

После краха официальной советской идеологии массовое сознание народа при поддержке определенной части политической элиты обратилось к этнонацио-нальным и религиозным стереотипам, как к последнему оплоту нравственного бытия. Люди все же хотят быть людьми, и потому обращаются к ценностям, которые придают значение человеческой жизни, помогают им ответить на вопросы мировоззренческого плана: зачем и как жить, воспитывать детей и для чего их растить? Это основные вопросы, которые задают себе тысячи мужчин и женщин, пытаясь ответить на них в меру своей интеллектуальной подготовки и жизненного опыта. Открывая сегодняшнюю газету, слушая новости, передаваемые по каналам телевидения или просто покупая продукты на рынке, мы часто можем услышать такие слова как экстремисты, радикальные исламисты, ваххабиты. Эти слова сегодня приобрели для нас страшный оттенок. Подчас, даже не зная смысл этого движения, а проще говоря, не зная, чем "мы" отличаемся от "них", уже подсознательно чувствуем угрозу для себя и своей семьи, исходящую от экстремистских реформаторов ислама. Так что же это такое - ваххабизм, откуда он пришел и чем опасен?

Сегодня слово "ваххабизм" чаще всего употребляется в широком смысле для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. В этой связи под "ваххабитами" понимаются либо носители идей, составляющих учение аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Из-за того, что фанатики-реформаторы называют себя "истинными сторонниками ислама", даже "фундаменталистами", происходит очень опасная путаница в терминах: их деяния по инерции распространяются на весь ислам, порождая зловредный миф о якобы существующей "исламской угрозе". Поэтому, в первую очередь необходимо еще раз отметить, что речь идет о "нетрадиционном исламе", под которым понимаются радикальные секты, которые все, в конечном счете, находятся за гранью истинного ислама. Ваххабизм не является исключительно радикальным явлением в исламе, что на практике подтверждается социально-политическими реалиями таких современных "ваххабитских" государств, как Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, где суннитский ислам, окрашенный в ваххабитские тона, выступает в качестве традиционного. В то же время нельзя отрицать нынешнюю экстремистскую версию в крайней наиболее политизированной части ваххабизма, которая по многим своим основополагающим мировоззренческим принципам идентична раннему, времен вероучителя Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, варианту.

Их идеи

В узком смысле ваххабизм - это учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом из Неджда. В тот период времени на его основе в Аравии возникло мощное религиозно-политическое движение за восстановление чистоты раннего ислама - "ислама благочестивых предков" (сподвижников пророка Мухаммеда). Формально аль-Ваххаб не создавал новых догматов, но лишь стремился восстановить среди арабов религию ислам в ее первоначальной чистоте VII века. "Ваххабизм" - название, данное этому движению его противниками, сами себя последователи этого движения именуют "единобожниками" или просто "мусульманами" и никогда - "ваххабитами". Идеологическим стержнем учения явилась идея защиты основополагающего исламского принципа единобожия (таухид) (отсюда самоназвание ваххабитов - "муваххидун" или "единобожники"), согласно которому Аллах - абсолютный источник творения всего сущего, а потому верующие не должны поклоняться никому и ничему, кроме Всевышнего. Таким образом, основополагающий столп ислама: "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк Аллаха" интерпретирован так, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммеду, который является лишь его пророком, а тем более какому-либо другому религиозному авторитету. Во имя этого принципа единобожия аль-Ваххаб и его последователи повели решительную борьбу не только с почитанием отдельными бедуинскими племенами священных рощ и камней и др., но и с некоторыми традициями, укоренившимися в исламе, например, с установлением надгробий над могилами и посещением кладбищ, а также с культом святых и даже с "чрезмерным" почитанием пророка Мухаммеда. Стремясь восстановить ислам в его "первоначальной чистоте", они признавали только Коран, который не подлежит толкованию и сунну периода четырех праведных халифов. Таким образом, в вопросах свободного изъявления мнения религиозным авторитетом - иджтихада и слепого следования источнику - таклида ваххабиты исходили и до сих пор исходят из того, что Коран и Сунна являются высшей ступенью знаний. Они отвергают все "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, то есть любую практику, не санкционированную Кораном и сунной Пророка. Исходя из этого, ваххабиты порицали, в частности, музыку, пение и танцы. Абд аль-Ваххаб запретил монашество (суфизм) и даже празднование дня рождения пророка Мухаммеда, ссылаясь на то, что такая церемония, во-первых, не предписана ни Аллахом, ни самим Мухаммедом, а во-вторых, ведет к обожествлению пророка. Он отверг поклонение святым, отвергал паломничества к гробницам и чудеса, якобы совершавшиеся у них, требовал восстановления той простоты в жизни, одежде и пищи, какую проповедовал Мухаммед. Основные обряды ислама, пятикратную молитву, хадж ваххабитизм сохраняет, требуя их строжайшего выполнения, но освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам. Ваххабиты мало считаются с омовениями, с правилом снимать обувь в мечети, ссылаясь при этом на практику Мухаммеда. Женщин не следует допускать к могилам из-за их неумеренных слез, что не согласуется с обязательным для человека подчинением воли Божьей. Одно из самых страшных системообразующих положений в идеологии ваххабитов - особо интерпретируемое понятие джихада, т.е. войны за веру. Джихад трактуется, в первую очередь, как вооруженная борьба, во-вторых, ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину (естественно, физически и умственно способному к этому), в-третьих, объектом джихада определяются все "неверные". Проявляя терпимость в отношении "людей Писания" - христиан и иудеев, ваххабитский взгляд на такфир (обвинение в неверии) сводился к ужесточению требований к мусульманам. Теперь недостаточно было декларировать приверженность исламу и отправлять ежедневные молитвы. Если человек заявляет, что он мусульманин, но в то же время поклоняется другим богам, например как шииты, его следует разоблачить и казнить. Таким образом, этот джихад ведется против всех неваххабитов, и в первую очередь против остальных мусульман. Провозглашенная идея аль-Ваххаба о "братстве и равенстве" мусульман, независимо от сословного и общественного положения, по сути, означала лишь особый тип организации с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и т.д. Такая модель делала ваххабитскую общину не просто религиозным обществом, а особой, подчас военизированной религиозно-политической организацией. Такой фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому, учение аль Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии. Идеи аль Ваххаба нашли себе немало приверженцев как среди храбрых бедуинов и земледельцев, но в первую очередь среди элиты. В сфере политической таким пуританским религиозно-политическим течением со строгой организацией воспользовался ибн Сауд.

Их история

Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб умер в 1787 году. Его сыновья и внуки довольствовались духовными почестями и не заявили себя воинственными носителями учения основателя ваххабизма. Но могущественнейшее влияние на политическую историю Аравийского полуострова имело новое учение благодаря шейху Сауду и его потомкам (династия эта известна под названием Ваххабитской). Ваххабизм в руках ибн Сауда и его преемников превратился в орудие объединения аравийских племен вокруг династии, и в течение приблизительно 60-ти лет им удалось подчинить себе побережья Персидского залива и Красного моря, занять большую часть Омана, Бахрейна, Кувейта, Хиджаза. На своем завоевательном пути ваххабиты уничтожали часовни и мавзолеи, украшавшие гробницы святых, требовали, чтобы правоверные не употребляли четок и амулетов. В Кербелле они разрушили часовню над могилой Хусейна, высоко почитающегося шиитами, уничтожили золотые купола, воздвигнутые на местах рождения Мухаммеда и в честь его жены, родственников и потомков - Хадиджи, Абу-Талиба и др. Ваххабиты распространили идею религиозного родства, ставшую для саудовских арабов национально-религиозной идеологией. Арабский историк писал в восхищении: "Мужчина сидит с убийцей своего отца и его братом как с братьями". Начиная с момента появления ваххабизма в середине XVIII в., и вплоть до 30-х гг. ХХ в., его идеологическая доктрина и социально-политическая практика носили радикальный, а порой и экстремистский характер. В течение всего исторического пути учение аль-Ваххаба сохраняло и до сих пор сохраняет своих последователей. С начала 70-х гг. ХХ в. ваххабизм стал идеологией многочисленных антиправительственных экстремистских группировок в арабских странах. В 80-е - 90-е гг. он был активно использован в Афганистане при организации "джихада" против кабульского режима "неверных" и советского присутствия в этой стране. С 90-х гг. по настоящее время ваххабитская экспансия наблюдается в направлении республик бывшего Советского Союза, в том числе и России, а также Юго-Восточной и Западной Европы, Америки, Австралии, Африки.

Их настоящее

Опыт, преподнесенный нам последними событиями, продемонстрировал четко выраженную экстремистскую суть такого радикального течения в исламе, как ваххабизм. Вопросы противодействия политико-религиозному экстремизму, который стремительно ворвался в нашу жизнь, стали вызывать не только повышенный интерес среди самых широких групп населения. Печальная и жестокая реальность последних трагических событий сделало их разрешение насущной потребностью общества. Взяв на вооружение в качестве базовой раннюю ваххабитскую доктрину, ее приверженцы за два с лишним века своего существования существенно усилили ее радикализм. Основой практической деятельности радикальных ваххабитов, бесспорно, выступает джихад в его узком понимании, как войны со всеми ради достижения победы своих идеалов. Такой джихад представляет собой вооруженную борьбу против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения. Член ваххабитского джамаата обязан ненавидеть всех "неверных" и всех мусульман, причем такого рода ненависть должна неизбежно проявляться в практической деятельности, вплоть до лишения жизни своих противников. Таким образом, побуждающим мотивом религиозного терроризма выступает именно проповедь джихада, снявшая общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, определяемых "врагами ислама". Такова реальная опасность религиозного экстремизма, представляющего угрозу не только непосредственно для жизни гражданина, но и для конституционного демократического строя и ведущего к ликвидации демократических основ - гаранта свободного развития общества и гражданина. В результате многочисленных террористических акций во многих точках мира, интерпретируемых религиозными радикалами как "священная война за веру", создалась новая, совершенно нетерпимая для мирового сообщества ситуация. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что радикальный ваххабизм нашего времени представляет особую опасность, поскольку тенденции его распространения в обществе стали носить глобальный характер, и еще более опасен он тем, что является политизированным течением в исламе. Против псевдоисламского экстремизма (ваххабизма) борьба может вестись по двум стратегическим направлениям. Первое - силовое подавление со стороны Российского государства, которое по сути уже ведется. Однако, чисто запретительных мер недостаточно. Поэтому второе направление - в отличие от первого, запретительно-репрессивного, является, напротив, созидательным. Истоки привлекательности экстремизма под исламской маской в том, что они ловко используют искреннее естественное желание цельной веры. И здесь задача духовенства в том, чтобы переориентировать этот импульс поиска "горячей веры" среди ищущих мусульман на традиционный ислам. Непонятна пассивность в этом вопросе Духовного управления мусульман Республики Ингушетия. Эту молчаливую позицию духовенства трудно объяснить, поскольку распространение ваххабизма выбивает почву из-под традиционного ислама, представителями которого являются и нынешние лидеры республики, и основная часть ее населения. Экстремисты рекрутируют своих приверженцев для участия в "джихаде" в различных "горячих точках" планеты, как правило, среди людей "потерявшихся", малограмотных и не обладающих жизненным опытом. Поэтому при таких обстоятельствах необходимо учитывать, что борьба с ваххабизмом, как религиозным и политическим течением, возможна в республике только в условиях тесного сотрудничества государственных институтов власти как со светской и религиозной элитой республики, так и с простым населением РИ. Последнее особенно важно, поскольку без участия широкой общественности республики добиться результатов будет невозможно, учитывая, что сам ваххабизм внедряется во все сферы общественной жизни, охватывая и вовлекая при этом в свое движение молодое поколение, т.е. наших детей и внуков. В условиях страны столь многонациональной, а главное имеющей богатые традиции национальной жизни, налаживание межнационального сотрудничества внутри единого государства является приоритетным. Это "знание" о существовании друг друга пришло не сразу, оно достояние лишь XX века, смысл которого заключается в организации процесса взаимного узнавания, продолжающегося и до настоящего времени.
П. АКИЕВА,
кандидат исторических наук




Президент России призвал разрушить наркобизнес

Наркополицейские Ингушетии активно приступили к его разрушению. За текущий год из незаконного оборота изъято: героина - свыше 8 кг; марихуаны - свыше 1 тонны 438 кг. Наркодельцам нанесен существенный материальный урон в размере более 7 миллионов рублей.

В своем вступительном слове на заседании Коллегии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которое состоялось 30 марта 2004г., Президент России прямо сказал: "В России возникла устойчивая, хорошо структурированная и разветвленная сеть наркодельцов, выполняющая производство, транспортировку, распространение наркотиков". Данное обстоятельство напрямую относится и к нашей республике, подтверждением является сложившаяся оперативная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков. Уже первый год работы Управления ФСКН РФ по РИ показал, какие глубинные пласты устойчивого и организованного характера имеет наркобизнес в Республике Ингушетия. Нестабильное экономическое положение используется наркодельцами для привлечения коренных жителей к перевозке и распространению наркотических веществ, причем доминирующим из них является один из тяжелейших наркотиков - "героин". Для многих жителей незаконный доход от реализации наркотиков становится основным видом их деятельности. Данное явление способно, при отсутствии необходимой широкой поддержки общественности в борьбе с наркобизнесом, вызвать и причинить ущерб полноценному развитию Республики Ингушетия, так как наркотики убивают тысячи наших сограждан, недопустимо резко увеличивают число зараженных СПИДом и другими инфекционными заболеваниями. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркотиков среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, около двух трети потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Спрос неизменно вызывает предложение и способствует росту преступлений. Множится число преступлений, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для оплаты наркотиков, при этом основными жертвами становятся пожилые мужчины и женщины. В состоянии наркотического опьянения совершаются различные преступления и правонарушения, все это оказывает разлагающее влияние на социальную среду. В этих условиях вновь созданное Управление ФСКН РФ по Республике Ингушетия, приступив к делам 1 июля 2003 г., должно было начать свою работу сразу на нескольких направлениях. Первые месяцы отличились особой напряженностью, одновременно решались разнообразные необходимые вопросы: кадровое комплектование, прием имущества, подготовка и согласование большого числа нормативных документов. Формулировались основные направления оперативно-служебной деятельности, определены критерии, её оценки. Основным направлением оперативно-служебной деятельности Управления является пресечение незаконной деятельности граждан, осуществляющих сбыт наркотиков. Так, за текущий год Управлением ФСКН РФ по РИ во взаимодействии с УФСБ РФ по РИ, мобильным отрядом МВД России выявлено 118 наркопреступлений, 40 распространителей "белой смерти" уже осуждено. В течение текущего года Управлением из незаконного оборота изъято: - героин - 8 кг. 591,09 гр., что составляет - 85 190 доз - марихуана - 1 т. 438 кг 417 гр., что составляет - 719 208 доз. Эта масса отравы не дошла до потребителя. Представьте себе, численность населения Республики Ингушетия составляет - 467 тыс. чел., и из этого числа вычесть стариков и грудных детей, то получится, что почти в каждую третью семью мог проникнуть героин в руке наркопреступника, а марихуана была бы доступна на каждом углу. А это тысячи искалеченных судеб. В ходе реализации мероприятий комплексной операции "МАК", которая проходит на территории РФ с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических средств растительного происхождения, и с целью выявления и уничтожения незаконных посевов наркосодержащих растений и зарослей дикорастущей конопли, сотрудниками Управления ФСКН РФ по РИ уничтожено свыше 1 254 га. плантаций наркосодержащих растений общей массой 972 000 кг. Кроме того, сотрудниками УФСКН РФ по РИ в ходе оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых в распространении наркотических средств было обнаружено и изъято: 9 единиц огнестрельного оружия; 2 гранатомета; 16 гранат; 382 единицы боеприпасов; 1 кг. 408 гр. пластида. Усиливая борьбу с наркопреступностью и повышая ее эффективность, мы отчетливо понимаем, что только силовыми средствами наркотизацию нашего населения не предотвратить. Поэтому другим важнейшим фактором нашей работы стала активизация профилактической деятельности. Именно она призвана обеспечить снижение спроса на наркотики, способствовать развитию новых возможностей для лечения и реабилитации наркозависимых граждан. Практически во всех районах республики при нашем участии созданы координационные антинаркотические комиссии. Мы стараемся активизировать создание и распространение плакатов, печатных и телевизионных материалов, способствующих предупреждению употребления наркотиков и пропагандирующих здоровый образ жизни. Уже очевидно, что нынешняя практика профилактической деятельности явно не отвечает остроте сложившейся в республике наркоситуации. Всем, кто занят на этом направлении, нужно прибавить смелости, наступательности и публичности; содействовать созиданию на различных уровнях общественных советов, антинаркотических движений, активнее работать в школах и высших учебных заведениях, привлекая общественные, политические, религиозные течения. Важно постоянно и непрерывно осуществлять мониторинги общественного мнения по проблемам наркомании и связанной с ней преступности. Бороться с наркоманией невозможно без создания в обществе резко негативного отношения к этому социальному явлению, в связи с чем до конца текущего года первоочередной целью нашей работы остается всемерное укрепление республиканской системы, мер для поэтапного снижения уровня наркомании и подавления связанной с ней преступности. Должна заметно возрасти эффективность, координация деятельности министерств и ведомств исполнительной власти республики в этой сфере. Все мы понимаем, что оснований для самоуспокоенности нет, и основная работа ещё впереди. Для нас, безусловно, очень важна поддержка министерств и ведомств, входящих в систему борьбы с наркопреступностью и работающих на снижение наркотизации населения. Начальный этап становления Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за наркотиками в Республике Ингушетия можно считать завершенным. Напряженная наркоситуация, озабоченность общества ее развитием таковы, что мы обязаны действовать неотложно и развернутым фронтом. Подводя итоги работы, можно констатировать, что личный состав Управления мобилизован на ежедневную реализацию поставленных перед нами масштабных задач, по подавлению наркоугрозы.




Мы - за светлое будущее! Нет - наркотикам!

Очередная встреча сотрудников
УФСК РФ по РИ с молодежью Ингушетии


С целью повышения эффективности влияния на молодежь в вопросах формирования антинаркотического мировоззрения, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по РИ ко Дню знаний и началу учебного года провело очередную акцию под эгидой "Молодежь Ингушетии - против наркотиков!" в г. Малгобеке, пропагандирующую здоровый образ жизни среди молодежи. В акции приняли участие учащиеся Центра детского технического творчества, а также юные спортсмены детской спортивной школы-интернат по футболу г. Малгобека, директором которой является С.Мержоев. В данном форуме приняли участие представители Министерства молодежной политики, спорта и туризма, представители научно-творческой интеллигенции, преподавательский состав Центра детского творчества, сотрудники УФСКН РФ по РИ. В своем вступительном приветствии директор Центра детского технического творчества Я.Х. Боков поздравил учащихся с началом учебного года и поблагодарил сотрудников Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Ингушетия за внимание, которое они, со своей стороны, оказывают подрастающему поколению в правильном выборе жизненного пути, акцентировав при этом внимание на борьбу с распространением наркотиков среди молодежи. Нужно отметить, что в данном Центре имеется ряд кружков, например, такие как: компьютерный класс, авиамодельные и судомодельные конструкторские классы, класс макраме, картинги и т.д. Далее, и.о. начальника Отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН РФ по РИ Руслан Боков отметил, что Президент нашей страны В.В. Путин наркоагрессию выделил как одну из угроз национальной безопасности России. Необходимо осознать, что борьба с наркотиками не может сводиться только к правоохранительной деятельности. Надо активно работать над снижением спроса на наркотики, больше сотрудничать с обществом, уделять внимание молодежному досугу. В свою очередь, Президент РИ М.М. Зязиков уделяет пристальное внимание в борьбе с наркосбытчиками нашей республики и особое внимание им уделяется в вопросах профилактики распространения наркомании среди молодежи. Далее, Р. Боков добавил, что УФСКН РФ по РИ ведет борьбу не только с наркосбытчиками, но и заинтересовано в том, чтобы наши дети не слонялись без дела по улицам, а рационально использовали свое свободное время. Этому наглядно призывает наша акция под эгидой "Молодежь Ингушетии - против наркотиков!", которая воочию показывает, что на территории Республики Ингушетия подобных центров детского технического творчества должно быть больше, в которых бы были задействованы дети разной возрастной категории. Участники данной акции признали, что в профилактике распространения наркомании немаловажную роль играют творческие кружки для молодежи, которые формируют гармонично развитую личность.
И. БОРИСОВА,
пресс-служба УФСКН РФ по РИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru