новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 91 (9612); суббота, 13 августа 2005 года

Врач высшей категории

Мой собеседник один из тех, кого Всевышний наделил особым даром. И этот дар, как о нем ни говори, есть – талант, призвание. Хасана Идрисовича Шадиева знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Именно о нем хочу рассказать в своей статье.
Акушер–гинеколог, изучивший все направления в этой области, более 33 лет занимаеся лечением различных гинекологических заболеваний. После окончания Карагандинского медицинского института в 1972 году, Хасан Идрисович начал свою трудовую деятельность в Кокчетавской области, где проработал в областной больнице заведующим акушерского отделения четыре года. Учился в Москве, Ленинграде, работал заместителем главного врача Центральной больницы в г. Алма-Ате.
В 1976 году с надеждой устроиться на работу в своей республике вернулся домой. Но желающих видеть его в роли акушера-гинеколога как среди родных, так и среди знакомых не оказалось. Женщина–гинеколог – это понятно, но когда ингуш, мужчина, гинеколог… это был редкий случий (даже первый случай и по сей день). Поэтому много упреков от близких пришлось выслушать Хасану Идрисовичу.
Но он не считал работу гинеколога чем-то постыдным. Своей собранностью, преданностью и любовью к избранной профессии решил добиваться уважения и признания своего народа. Но на это нужно было время. Поняв, что в республике он «чужой» среди своих, вернулся в Казахстан, где его профессиональные и деловые качества были оценены достойно, признав «Отличником здравоохранения», врач высшей категории. Женился на русской девушке, и в 1980 году по вызову родных семья Хасана Идрисовича вернулась в Ингушетию. Наконец его выбор был одобрен отцом.
И вот на протяжении 25 лет известный в республике акушер-гинеколог трудится на благо наших матерей, жен, сестер, дочерей. Разве кто станет отрицать, если скажу, что этим добрым, преданным своей профессии человеком спасены сотни, а может и тысячи жизней наших женщин и детей! Он не заслуживает признания народа? А легко ли было супруге, спутнице его жизни, вынести такие трудности, воспитывая четырех прекрасных детей, поддерживая Хасана Идрисовича. Надежда Николаевна Шадиева, старшая медсестра реанимационного отделения ЦРБ Малгобекского района, по сей день остается надежной опорой для мужа.
То, что медработники несут большую ответственность перед пациентами, для нас не секрет. Любые просчеты и неточности в прогнозах диагноза и лечения могут дать трагический исход.
В день моего визита в гинекологическое отделение, как всегда, было многолюдно. Акушер-гинеколог старается как можно больше принять больных женщин. До трех часов дня было принято 17 женщин. Об обеденном перерыве и речи не было. Выждав свободную минутку Хасана Идрисовича, я решила задать несколько вопросов.
- Какова рождаемость детей в Малгобекском районе? Сравните статистику прошлого года и этого.
- По сравнению с рождаемостью других республик, у нас результат выше. Не то что в России, где считают - трое детей – это уже большая семья. Надо также отметить, что рождаемость у нас покрывает смертность. На мой взгляд, в последние годы рождаемость держится на одном уровне. И связано это с социально–экономическими факторами. Молодежь тоже хочет иметь детей, хотя она грамотная, умная. Очень отрадно, что руководством республики уделяется огромное внимании здравоохранению. Благодаря поддержке президента и министра здравоохранения, в республике построено родильное отделение республиканского значения. Это нужное дело. Но я считаю, мы должны иметь и родильный дом, хорошую гинекологию и подготовленных врачей.
- Скажите, женщины с какими диагнозами чаще всего поступают к вам?
- Чаще всего бывают пациентки с угрозами невынашивания, бесплодием, с миомой, с различными воспалениями. А связано это, как я отмечал ранее, с социальными факторами и экологией. Сознаться честно, наша ингушская молодежь и сама не очень–то беспокоится за будущее, очень они мобильны, везде ездят, а эти вещи преподносятся, вернее, отражаются на их здоровье. У нас в отделении лечатся более тридцати человек с различными диагнозами, нуждающиеся в операции тоже имеются. Мы оперируем на месте, если есть в этом необходимость. В нашей республике такие операции делают только три врача.
- Приведите пример?
- Вот недавно к нам в отделение в тяжелом состоянии поступила молодая женщина 35 лет, которая недавно вышла замуж, фамилия ее Терлоева, с диагнозом миома матки. Пришлось срочно оперировать ее, выявились факторы бесплодия, вылечили и выписали домой.
- Как обстоят дела с медицинскими кадрами в вашем отделении?
- В отделении, где я заведую, 5-6 врачей, все они после ординатуры, грамотные, подготовленные специалисты. Но, как говорится: «свои руки не наложишь, в свою голову не вложишь». Я считаю, если мы хотим иметь хороших специалистов, надо дать им условия (и квартиру, и все необходимое), чтобы врач мог почувствовать, что он востребован. У нас таких условий нет, а это отражается на специалистах. К примеру, имея четырех детей, я живу в трехкомнатной квартире, не имея даже земельного участка.
Мне отец наказывал: «Живи, сынок, своим честным трудом». Как мог, я старался, придерживался к его советам. Никогда не думал заиметь машину, построить большой дом. Превыше всего для меня была моя работа и уважение моих пациентов, потому что я первый ингуш-гинеколог.
- Хасан Идрисович, здоровья, счастья, успехов вам и вашей семье. Огромное спасибо за интересную беседу.
Решив узнать, как отзываются больные о враче, я вошла в гинекологическую палату. Узнав, что я с редакции, меня окружила толпа женщин: Марет Дзагиева из с. Инарки, Хава Ведзижева из Заготзерно, Зухра Хазбиева из ст. Вознесеновская, Пятимат Фаргиева из г. Малгобека, Раиса Исакова из села Плиево, Джандигова Бэла из г. Малгобека и случайно оказавшаяся здесь бывшая пациентка Хава Тумгоева из г. Карабулака. Я решила ограничиться двумя отзывами.
Бэла Джандигова:
- Шадиев очень хороший специалист, никогда не нагрубит, пользуется особым уважением не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Я приехала из Назрани с диагнозом (угрозы невынашивания) специально, чтобы полечиться у него. Прошло немного времени, чувствую облегчение и скоро меня выпишут. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашего знаменитого акушера-гинеколога за все, что он для нас делает, и сказать большое сердечное спасибо.
Хава Тумгоева, г. Карабулак:
– В поиске лечения от бесплодия я побывала во многих регионах Северного Кавказа и за его пределами. Три года была на разъездах. Отчаявшись, вернулась домой. Осталась единственная надежда на Всевышнего. Как-то вечером зашла соседка, пожилая бабка, и говорит: «Почему бы тебе, дочка, к нашему Шадиеву не обратиться, а он, я знаю, специалист высшего класса. Домашние поддержали идею соседки, да и сама решила попробовать. Прошла полный курс лечения, назначенный после обследования и осмотра Х.И. Шадиева, вернулась домой.
Прошло какое-то время, я узнала, что у нас будет пополнение в семье. Какое счастье испытала я и моя семья, узнав об этом, словами не передать. У нас растет сын, которому пошел второй год. И вот, пользуясь возможностью, от имени всех пациенток, от всех женщин республики (думаю, меня они поддержат) хочется сказать сердечное спасибо Хасану Идрисовичу, а матери, родившей такого благородного сына, низкий поклон и всех благ на земле. Спасибо тебе, Хасан! Ираз долаш вахалва хьо!
Прежде чем закончить свою статью об этом прекрасном человеке, решила послушать мнение администратора ЦРБ Малгобекского района, заведующего главного врача, ныне и. о. главного врача ЦРБ – Б.И. Мержоева.
- Как давно вы знаете заведующего гинекологическим отделением Х.И. Шадиева, и что вы можете сказать о нем?
- С первых дней работы в этой больнице я знаком с Х. Шадиевым. Помню, с каким уважением относились к нему пациенты и тогда, ну а теперь, сами видите, по отзывам людей, какое уважение и авторитет он завоевал как среди пациентов, так и среди жителей республики. Я считаю, если люди тянутся к врачу, значит он настоящий специалист. А он, как мы знаем, первый акушер-гинеколог, завоевавший уважение жителей не только нашей республики, но и далеко за ее пределами. Моя похвала, думаю, будет не столь объективной, сколько похвала больных, к нему едут со всех округов, это уже о чем-то говорит.
- Не секрет, что главный успех врача зависит от руководителя и коллектива, что бы Вы сказали на это?
Абсолютно с вами согласен. За время своей практики, (а это 32 года управленческой работы в администрации больницы) такой налаженной системы работы, как сейчас, не было. После вступления в должность главного врача Лолиты Алихановны Мержоевой многое изменилось в лучшую сторону. Она сумела наладить работу коллектива, и заслужила большое уважение не только больных, но и жителей всего района. А хозяйский подход к больнице чувствуется и со стороны, она требовательна, ответственна, добра и справедлива. А на счет Х.И. Шадиева скажу, он профессионал своего дела, с которым не каждый может сравниться.
В последние годы Хасан Идрисович Шадиев занимается лечением различных женских заболеваний, в том числе и тех, что стали в последние годы актуальны, к примеру (бесплодие), парадоксально, что он не стал обладателем никаких официальных наград и благодарностей. Но признание его несомненных заслуг, думаю, еще впереди, его труд, надеюсь, найдет подтверждение и будет оценен по достоинству.

Р. КАРТОЕВА



Психология ребенка

Ребенок приходит в этот мир совершенно чистым, как белый лист бумаги. На протяжении всей своей жизни он находится под влиянием родителей, воспитателей, учителей, друзей, родных и таким образом главным доминирующим фактором в развитии личности становится окружающая среда. Все характеристические особенности ребенка закладываются до 3-х лет. В возрасте до 2-х лет у ребенка складывается первый опыт взаимодействия с другими, осваивается умение присоединяться к людям и одновременно выделять себя из массы остальных людей. Взаимодействуя со взрослыми, дети набираются опыта общения и учатся соблюдать баланс между близостью и уединенностью. Если в этот период взаимоотношения матери и ребенка отличаются холодностью, ребенок становится «отдаленным» или слишком независимым. С двух до четырех лет закладывается чувство ответственности за свое поведение и в этом возрасте у него развивается самоконтроль. С самого рождения ребенка очень важен правильный подход в воспитании будущей личности. Если ребенок подвержен агрессивному воздействию со стороны родителей, воспитателей, он начинает испытывать сложные негативные переживания разной степени интенсивности. Беспокойство, страх, вина, обида, стыд, гнев, раздражение заставляют его сжиматься изнутри и у него возникает желание занять как можно меньше места в пространстве. Постепенно он начинает терять интерес ко всему окружающему, снижается его умственное развитие, коммуникабельность. Недостаточное внимание со стороны родителей порождает у ребенка недоверие к людям, холодность, отрешенность. В ингушских семьях, как правило, девочки переживают подобные ситуации чаще, чем мальчики. ...В результате у ребенка развиваются деструктивные установки, которые зачастую он переносит во взрослую жизнь. Самые распространенные установки у детей, чье воспитание оставляет желать лучшего, является недоверие к людям и к миру в целом, собственная несостоятельность, заниженная самооценка. Им начинают овладевать различного рода фобии, страх перед общением, неспособность к чему-либо, боязнь провала, страх п
еред общением доминируется, особенно у детей, подвергавшихся критике со стороны родителей, педагогов, учителей. Это чревато тем, что у ребенка возникает чувство неполноценности, ненужности. Неуверенные в себе дети часто считают себя недостойными уважения, они остаются в тени, боятся выделиться из толпы.
Впоследствии такие личности становятся обреченными на одиночество, проявляются склонности к эмоциональной разъединенности с близкими и ощущение собственной заброшенности. Любое негативное воздействие на ребенка со стороны родителей и в целом окружающей его среды порождают деструктивные модели поведения уже во взрослой жизни личности.
Психоаналитики стремятся объяснить проблемы взрослого человека, страдающего от замкнутости и неумения общаться, совершая экскурс в детство. На западе стало традицией то, что нормы трудностей межличностного взаимодействия обычно ищут во взаимоотношениях с родителями. Осознание ранних личностных неразрешенных конфликтов и кризисов помогает обрести покой и уверенность в настоящем.
Нравственные основы воспитания имеют немаловажное значение в становлении личности, как и умственное развитие, оно требует постоянной подпитки. С малых лет детям нужно прививать такие качества, как ответственность, уважение к старшим, любовь к труду и т.д.
Взаимоотношение между людьми бывает наиболее плодотворным, где воспитание основывалось на демократических принципах, так как в этой атмосфере достигается наилучший результат, дети более раскованы и меньше боятся ошибок. Авторитарная атмосфера при агрессивном «господстве» руководителя снижает самостоятельность, творчество детей и одновременно их работоспособность. Но это не значит, что ребенок должен расти в атмосфере всеобщей дозволенности. В середине ХХ в. Левин провел эксперимент, получивший нашумевшее название «Эра свободного воспитания». Защитники «свободного воспитания» отменили, «во имя здоровья и счастья ребенка» наказание, порицание, моральные нравоучения, а вместе с ними и учебные планы, оценки систематического обучения. Ребенок мог приобретать столько знаний, сколько он желал, и тогда, когда он этого хотел. А воспитатель был обязан предоставить ему все возможности и условия. Главным в деятельности педагога стало выжидание. Он должен был наблюдать за детьми и помогать, если об этом просил ученик, а в наблюдении проникнуться во внутренний мир ребенка, изучить его потребности и интересы, и быть готовым всегда прийти на помощь, научить детей анализировать возможности окружающего мира, установить, почему нельзя иной раз получить именно то, что сейчас хочется, самим управлять своими желаниями. Рамки дозволенности были расширены до крайних пределов. Взрослые не имели права требовать повиновения от своих детей. Дети должны быть свободными. Они могут ничего не делать, если захотят. Заставить работать нельзя до исполнения 18-летнего возраста. Любые типы наказания запрещались. Не осуждались также любые действия детей, и снималась всякая ответственность. Не имело места и обучение детей вежливости, и в итоге такое воспитание охарактеризовалось как «огромная бомба с часовым механизмом, которую впоследствии назвали как “самый неудачный социальный эксперимент в истории”, что было равносильно хаосу. Дети были неспособны регулировать свои поступки, их желания удовлетворялись за счет других и не могли сделать что-либо
сами, без посторонней помощи. Имело место и постоянные их конфликты с внешним миром, не удовлетворявшие их высокие потребности, в результате чего вырабатывалось враждебное отношение к миру. А с другой стороны - чрезмерная репрессивность вызывает также непослушание, недисциплинированность и социально-девиантное отношение, и в итоге может развиться безответственность, заниженная самооценка, страх, ненависть к тому, кто наказывает. В процессе воспитания необходимо учитывать личный темперамент ребенка, который подразделяется на 4 составляющих: меланхолик, холерик, флегматик и сангвиник. В природе больше встречаются смешанные типы с преобладанием одного из вышеперечисленных темпераментов.
Наибольшее внимание следует уделять детям с преобладанием меланхолического темперамента, так как им более присущи такие негативные переживания, как тревога, страх, гнев, обида, жалость к самому себе. Они испытывают ощущение внутренней напряженности, неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение, переживание, которые зависят от ситуации и личностных факторов. Бывает и так, что тревога стимулирует активность личности, побуждает их к более интенсивным и целенаправленным усилиям, способствует разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Воспитание детей с преобладанием меланхоличного типа темперамента требует постоянного поощрения их на ту или иную деятельность, оценивание их успехов. Если они не слышат похвалу в свой адрес, они думают, что недостойны этого. Свои достижения они оценивают скорее как удачу. Критика действует на них разрушающе. Эмоциональные переживания составляют неадекватное восприятие ситуации, запущенное негативной эмоцией.
При постоянной критике и неодобрительных высказываниях дети-меланхолики испытывают страх и гнев, сопровождающийся хроническими стрессовыми состояниями, что, наконец, вызывает апатию, вследствие этого, меланхолики, как правило, становятся замкнутыми, необщительными. А противоположный меланхолику темперамент - холерика - способен устранять в себе слабые стороны, критика заставляет их исправлять свои недостатки, хотя более агрессивны и легко возбудимы. Среди холериков чаще встречаются экстраверты как и сангвиники, дети-холерики реагируют на ситуацию более непосредственно, так как негативные эмоции на них влияют не так сильно, как на меланхоликов. На ситуации они реагируют более уверенно и не сомневаясь, что их поступок правильный. Флегматики характеризуются совершено невозмутимыми к затруднительным ситуациям. Дети-флегматики часто невнимательны, так как испытывают трудности в переключении внимания с одного объекта на другой.
Воспитателям необходимо прививать детям-флегматикам такие качества, как своевременное реагировании на угрозу извне и на предполагаемую опасность. Задача родителей, воспитателей сводится к предупреждению и устранению недостатков и трудностей, возникающих на пути подрастающего поколения. Своевременная корректировка во многом помогает построению качественной, всесторонне развитой личности.

Л. ШАНХОЕВА



ГIалгIай меттала дувца йиш я моллагIча йолаш йолча хIамаех

81-г1ча номере хиннача «Проблемы у живого языка, а не у науки о языке» яхача статья т1ара ер дешаш ч1оаг1а новкъа хилар сона:
«Ингушский язык… не годится для обсуждения и даже изложения сугубо научных проблем». Из яздаьр ва Х. Накостоев.
2003-г1ча шера 122-г1чеи, 125-г1чеи, 129-г1чеи номерашка «Сердало» оаг1онаш т1а кепатехаяр са статьяш: «Мотт д1абаьлча – къам д1адоал», «Г1алг1ай метта ц1еналах», «Мишта хьех вай берашта». Уж статьяш хетаяьяр, г1алг1ай метта, цун х1анзарча хьала, цох пайда эцара. Т1аккха уж хаттараш тохкаш лингвистикан цхьа дакъа да – социолингвистика. Социолингвистиках 1илма хетац–те Накостоева?
«Сердало» газета т1а тоъал кастта нийслу литературоведий статьяш, вай йоазонхой бувцаш е цар говзаме йоазошта хетаяь. Литературоведенех 1илма хетац–те Накостоева?
Бакъда, математиках, физиках, химех, биологех йола статьяш г1алг1ай меттала сона нийсъеннаяц. Х1ана аьлча, вай математикашта, физикашта, химикашта, биологашта, цхьаццаболча литературоведашта (Накостоева тара болчарна) г1алг1ай мотт дика хац. Фу бахьан долаш хац?
Хац, царна хьехаш мел дар школе а, университете а эрсий меттала хьехандаь. Т1аккха, х1ана хьех царна эрсий меттала, шоай къаман меттала а ца хьехаш? Х. Накостоев санна болчар массанахьа оаландаь: «Ингушский язык… не годится»…
Бакъдац! «Годится!»
Г1алг1ай меттала дувца йиш я моллаг1ча йолаш йолча х1амаех (вещи, предметы) е хулаш долча х1амаех (события, явления).
Т1аккха кхы а да Накостоевс сона харцахьа хийтта яздаь: «Ингушский язык… пока еще не готов взять на себя функции средства познания… на нем еще не сформирован категориальный аппарат, не разработана и не развита в полном объеме необходимая терминология».
Цкъа-дале «категориальни аппарат» кхолла ца езаш, кхелла яьнна йолаш я. Эшар алхха ца1 мара дац: цу категорей ц1ераш г1алг1ай меттала яккхар. Грамматике иштта хьа а ма даьдий, цхьадола дешаш г1алг1ай меттала даьхад (падеж – дожар, число – таьрахь), кхыдараш долчча бесса хьат1аийцад (суффикс, предложени). Кхолла езар – терминологи я. Социолингвист ца хиларах, Накостоевс кхетадац – фу хьалха хила деза, фу т1ехьа хила деза. Цхьанна а мехка хиннадац из, цкъа терминологи кхоллаш, т1аккха из 1илма хьехаш (школе е университете).
Эггара хьалха къаман школаш кхоллача хана доацаш дола книжкаш кхыча метталара шоай меттала доаккх. Иштта хиннадар ший хана Франце, Англе, Итале, Германе, латински метталара шоай къаман меттала математиках, биологех, химех и кх. д1. книжкаш даьхача хана. Иштта хиннадар хьалха хиннача советски республикашка а: Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и кх. д1. Эрсий учебникашта таржам даьдар. Цул т1ехьаг1а, шоай къаман меттала 1омабенна специалисташ кхийча, цар шоаш керда учебникаш яздора, т1аккха терминологе дошлоргаш оттадора.
Цкъа вай школа г1алг1ай меттала яккха еза. В1алла хувца езац программаш, е учебникаш а хувца дезац. Алхха царна таржам де деза-кх. Т1аккха, эрсаша ма аллара, «цкъа топ кхассарца, вай шиъ пхьагал юв»: цкъа – дале, дешар къаман меттала хул; шозлаг1а-дале, дешар юкъарча российски программех хул.
Г1алг1ай меттала дийшача – эрсий мотт ца ховш хургда бераш, оал цхьаболчар. Бакъдац!
Дуккха эстонцаш, гуржий, эрмалой шоай къаман школаш а яьха, парг1атта эрсий мотт бувцаш, цу меттала дешаш лелар советски замалахьа. Из цхьа телевидени ма тоъ,эрсий мотт 1омабара. Аз сай берашца ц1аг1а г1алг1ай мотт бувц. Х1аьта а, цу телевидени бахьанце са пхи шу даьннача йи1иго эрсий мотт бувц-кх!
Дикаг1а дар-кх, вай интеллигенташ, г1алг1ай мотт 1илма – дешара пайдана бац ца а яхаш, г1алг1ай мотт 1омабе болалоре, шоаш мел язъю статьяш а къаман меттала язйоре.
Шозлаг1а – дале, категореш метташца ювзаенна яц, 1илмашца ювзаенна я. Бе-башха дац, моллаг1ча меттала вай, масала, атома лоаттам тохке. Цхьан меттала белгалъяьккха 1илман категореш (масала, физическияраш), вай моллаг1ча меттала цу 1илманца дувзаденна х1ама дувца отте, уж категореш шоаш хиннараш юс, алхха мотт хувцарца цар ц1ераш хувцалу.
Аз аргдац – в1алла хало хургьяц цхьаццадола х1амаш дувцаш. Х1ана аьлча, къаман вахаре ца хинна х1амаш дувца атта дац. Х1аьта а, е дешаш т1аэцарца, е керда дешаш кхолларца хьалха вай г1алг1ай меттала ца дийца х1амаш дувца йиш хургья.


Дистал оаш:

Жизненные корни Хилара проблеман
и философский вахара овлаши
смысл проблемы бытия. философски ма1ани.

Мир есть, был и будет. Дуне да, хиннад, хург а да.

В чем смысл проблемы Сенах латт хилара
бытия? проблеман ма1ан?
Почему она постоянно – Х1ана ювц из философе
с древности и до наших даим – ширача хана
дней – обсуждается в денз вай деношка
философии? кхаччалца?
Почему многие Хьалха х1ана лоарх1ар,
мыслители считали х1анз а х1ана лоарх1 из
и считают ее исходной дукхача уйланхоша
для систематических даимленарча,
философских размышлений? философе хьакъехьа уйлаш яра ларде йолаш?
Понять смысл столь Сел шерача философе
широкой философской проблеман ма1ан
проблемы – значит кхетаделга - из
прежде всего выявить, эггара хьалха да,
какие корни она имеет сагаи адамленнеи
в реальной жизни боккъонцарча
человека и человечества. вахаре цун малаг1а
овлаш да гучадоаккхалга.

Лакхе йоалаяь текст «Введение в философию» яхача учебника т1ара я. Иштта йиш еций цунна а, кхыдолча учебникашта а таржам де?
Иштта мара хьахургьяц терминологи а.
Сона хетарах, Накостоева дешай ларде – кхералга да. Вай вахаре г1алг1ай метто цунна йоагг1аш йола моттиг д1алоаце, шоашта хало хилар кхер уж. К1езига бац сона бовзаш «г1алг1ай», г1алг1ай мотт ца 1омабе моллаг1а кхыбола Европера е Азера мотт 1омабе кийча болаш. Царга ца хьежаш, ла ца дувг1аш, вай къаман мотт бизза паччахьалкхен мотт баь д1аоттабе беза вай. Г1улакх доладе деза юххьанцарча школашкара.
Мел хала, во орфографи хиннай, аьнна, меттах бизза пайда эце – цу орфографе кхоачамбоацараш вайна новкъа хургдац. Мел хала я английски орфографи! Х1аьта а, меттах массанахьа: дешача, балха, ц1аг1а, ара – доазув доаццаш пайда эцандаь, англичанашта мегад шоай мотт дег1абоалабе.
Аз къаман меттах сай керттера ганз лоарх1. Дика хургдар-кх, вай хьакимашта а иштта хетаре?

Б1архой Мохьмад


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru