новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 80 (9601) вторник, 26 июля 2005 года

НАШИ ТРУДЫ И СТАРАНИЯ НЕ ПРОПАЛИ ЗРЯ

В редакцию газеты "Сердало" очень часто заходят интересные люди, специалисты разных профессий: врачи, юристы, педагоги. Самая трудная и благородная, на мой взгляд, профессия - профессия учителя. С представителями этой профессии люди связывают все самое светлое, доброе и хорошее. У каждого из нас есть свой первый наставник, которого очень любят и чтят, потому что он научил тебя отличать добро об зла, любить и уважать своих родителей, свою родину, да и все, что нас окружает.

- У нас была любимая учительница, которая была для нас всем, - рассказывают наши гости, выпускницы Галашкинской средней школы № 2, 1986 года, Р. Хачубарова, М. Гайтукиева, Л. Арапханова, С. Гапархоева, Л. Хашиева, П. Костоева. -
- Благодаря Зайнап Аюповне Арапхановой, мы научились писать и читать, любить и уважать людей. И для нас, глядевших на мир ее глазами, становилось все светлым, просторным. Мы, ее первые выпускники, никогда не забудем ее ласковый и теплый взгляд, для нас она была и останется родной. Она - человек чистейшей души, умеющая искренне любить детей, сочувствовать.
Скоро у Зайнап Аюповны 50-летний юбилей, очень хочется сделать ей приятное, поэтому просим вас написать про нашу любимую учительницу. Из школьного архива мы привезли нашу фотографию тех лет, где - наш класс, любимый учитель и директор школы Ахмед Адамович Гайтукиев.
Просьбу своих гостей я решила не откладывать, и немедля встретилась с их любимым учителем.
- Зайнап Аюповна, расскажите немного о себе.
- Родилась я в Кокчетавской области, в г. Привольное в 1955 г. После окончания Галашкинской средней школы № 1 поступила в Чечено-Ингушский государственный университет на национальный факультет. Свою трудовую деятельность я начала в 1976 году в средней школе № 2. Проработала там до 1987 года. Потом, выйдя замуж, перевелась в СШ № 15 с. Средние Ачалуки Малгобекского района, где работаю по сей день. В стенах ГСШ № 2 прошли первые годы работы, первый выпуск, поэтому, наверно, мне очень дорога и близка эта школа. Меня окружали добрые коллеги и по-отцовски заботливый наставник, директор школы Ахмед Адамович Гайтукиев. А результаты наших трудов налицо: из числа 36 моих первых выпускников 27 имеют высшее образование. Они преподают и в ИнгГУ, они и врачи, и экономисты, и юристы. Приятно знать, что мои выпускники нашли свое место в жизни, что наши труды и старания не пропали зря. Мне кажется, что плохих детей не бывает, а есть личности, которым нужен особый подход. Учитель должен чувствовать своих детей. А насчет руководителя, я вам скажу, мне везет. И второй мой директор, тоже Ахмед, очень добрый, справедливый, понимающий наши проблемы, замечательный руководитель.
Несмотря на время летних каникул, несколько учителей находилось в школе, и вот как они отзывались о своей коллеге.
Марем Салмановна Патиева:
- Я завуч школы. Зайнап Аюповна сумела завоевать любовь и уважение учеников и коллег. А удалось ей это благодаря прекрасному знанию своих предметов, а также умению находить безошибочный подход к ученикам, преподавателям. Незаменимые в профессии педагога качества, такие как трудолюбие, настойчивость, умение грамотно и доступно изложить материал, способствовали тому, что ее ученики показывают хорошие знания по родному и русскому языкам. Завидную способность Зайнап Аюповны во всем и всегда с готовностью идти на помощь отмечают все ученики и учителя нашей школы.
Сакинат Арсамакова:
- Такие люди, как Зайнап Аюповна, просто необходимы школе, т.к. именно они являются ядром, сплачивающим коллектив. Она эрудированная, начитанная личность с широким кругозором интересов.
Человек, сочетающий в себе высокие профессиональные и человеческие качества, достоин добрых слов и пожеланий. Пусть добросовестный труд Зайнап Аюповны служит примером для других. От всей души поздравляем ее с 50-летним юбилеем, желаем новых успехов в благородном деле.
От имени ваших выпускников передаем огромное спасибо за то, что передали знания всем ученикам, а также за человеческую доброту. Здоровья, счастья Вам и Вашей семье.

Р. КАРТОЕВА



АНАТОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

"Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека
быть человеком"
Н.И. Пирогов.

О становлении медицинского факультета, о всех пережитых трудностях, испытанных чувствах, израсходованной энергии нервных клеток писалось на страницах республиканских газет. И сегодня наш диалог состоялся с одним из главных людей, стоявших у истоков этого становления в Ингушском Государственном университете Аушевым Абдурахманом Хасановичем.

Немного из его биографии. Абдурахман Хасанович окончил вечернюю школу в 1952г. в городе Павлодар. В 1953 г. поступил в Карагандинский медицинский институт и в 1959 году окончил с отличием лечебный факультет, и там же начал трудовую деятельность в качестве ассистента. И уже в 1965 г. окончил аспирантуру при кафедре анатомии Карагандинского мединститута под руководством профессоров З.Г. Слободина и Б.М. Эрез с защитой кандидатской диссертации на тему "Возрастные особенности строения поясничного отдела симпатического ствола человека и лабораторных животных". А в 1968г. был избран доцентом своей родной кафедры. Итак, более 30-ти лет до 1990-го года Абдурахман Хасанович преподавал сложную, тонкую науку медицины, где профессиональное совершенствование тесно связывал с воспитанием личности студента теперь уже Карагандинской медицинской академии.
В 1990-м году переводом приехал в г. Грозный ЧИАССР, где до 1997г. заведовал кафедрой анатомии медицинского факультета Чечено-Ингушского госуниверситета. С 1997 года по настоящее время - декан медицинского факультета и заведующий кафедрой анатомии Ингушского Госуниверситета.
Абдурахман Хасанович является автором 68 научных статей. Принимал участие в научных конференциях и съездах анатомов, гистологов и эмбриологов. На 10-м съезде анатомов Аушеву А.Х. был вручен диплом I степени.
По поводу торжественного празднования 50-летнего юбилея Карагандинской медицинской государственной академии в 2000-м году ему был вручен диплом почетного профессора академии. В 2003-м году принимал участие в международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения бывшего ректора П.М. Поспелова, состоявшейся в г. Караганде Республики Казахстан, где Аушеву А.Х. был подарен национальный костюм.
Абдурахман Хасанович имеет замечательную семью, где четыре медика из пяти членов семьи. Жена Аза Камбулатовна акушер-гинеколог, сын Рашид - кандидат медицинских наук, начальник судебно-медицинского бюро РИ, имеет второе высшее юридическое образование; дочь Зарема Цолоева окончила Кабардино-Балкарский университет (медицинский факультет) и лишь дочь Лейла Бекова - экономист, окончила с отличием Карагандинский университет.
Беседуя с Абдурахманом Хасановичем, сознательно превратившим свою жизнь в титанический труд и, как следствие, ставшим носителем многих знаний в области анатомии, врачебной этики, психологии, а также в деле воспитания и обучения тысяч студентов - будущих врачей, хочу пригласить наших читателей к раздумьям.
1. Болгучева Л.З. Абдурахман Хасанович, творческое долголетие - это что:
кропотливая работа, талант или обладание Вами генератора мощной энергии, посылаемой сверху?
1. Аушев А.Х. Привычка трудиться везде, всегда, ответственно относиться к любому делу. Эти качества формировались с детства в нашей семье, где примером для подражания была мать - строгая, добрая и заботливая. Принцип семьи был: труд, труд и еще раз труд. Своим трудом я прежде всего хотел радовать мать, ведь она была замечательным воспитателем, отзывчивым человеком. И, как следствие, я и мои две сестры выбрали трудную профессию врача, требующую присутствия духа, силы воли и, конечно, знаний. Школу я закончил с одной "4". У нас была сплоченная и трудолюбивая семья. Думаю, что это явилось решающим фактором в выборе профессии и дальнейшей работе. Я с гордостью могу говорить о своих сестрах, которые в таких сложных условиях в Казахстане сумели получить высшее медицинское образование, одна из которых Кейпа - врач-терапевт, а Залихан - кандидат медицинских наук, фармаколог, живут и работают в Москве.
2. Болгучева Л.З. Какова степень участия членов семьи и профессионального окружения в Вашем становлении и важно ли оно?
2. Аушев А.Х. Да, конечно, важно. Как я говорил выше мне повезло с замечательными родителями, дружной трудолюбивой семьей, а затем мне повезло в личной семье, где существовал не только семейный совет, а и врачебный, где непринужденно говорилось о медицине, о новых теориях и исследованиях. И это увлекало, а по - большому счету это была работа каждого и всех вместе.
Я благодарен и признателен коллективу Карагандинского мединститута, где учился и работал, где царила атмосфера доброжелательности и преданного отношения к делу. Своим становлением я обязан таким корифеям организаторской и научной работы как П.М. Поспелову - бывшему ректору, профессорам З.Г. Слободину, А.Я. Лазарису, Х.Д. Макажанову, М.И. Даулетбаковой, Серебровской И.А., доцентам А.Х. Миндубаеву, Д.А. Попову, Т.Т. Мустафину, Г.Г. Лещенко Е.П., Жанайдаровой Г.А. Шамсеевой и многим другим, которые проявляли готовность прийти на помощь.
3. Болгучева Л.З. Сравнивая студентов разных времен, анализируя прошлое и настоящее, стараясь заглянуть в завтра, какие приходят мысли, что радует, а что волнует?
3. Аушев А.Х. Более сорока лет преподаю в вузах, из них 37 лет провел в Карагандинском мединституте. Принимал активное участие в подготовке более 30 000 студентов. Среди них были представители всех национальностей кроме японцев, англичан и французов. Могу с уверенностью сказать, что более способных студентов, чем ингуши, чеченцы балкарцы, я там не встречал. И в то же время должен заметить, что здесь, к сожалению, многие относятся к учебе безответственно, что, конечно, огорчает. Могу выделить среди лучших студентов многих национальностей около 50-ти чеченских и ингушских студентов, обучавшихся в Караганде, которые являли собой пример для подражания по всем параметрам. Ныне они ведущие специалисты Чеченской и Ингушской республик. Назову некоторых из них:
Ахушков А.О., Муталиева М.А., Касиева З.З., Тагиев С.А., Аушев Т.Х., Астемирова М.К., Чербижева Х.И., Мумаев С.С., Газимиев С.Б., Шадиев Х.И., Харонов В.У., Каимов С.А., Алиев Х.Ш., Вышегуров Х.К. и другие.
Конечно, радует и то, что студенты, получившие дипломы врачей в нашем университете, хорошо подготовлены, ведь за ними будущее здравоохранения республики. За три года мы выпустили 120 высококвалифицированных врачей, 22 из которых окончили медицинский факультет с отличием, как, например: Льянов А.И., Дурова Л.М., Сулиманова Т.У., Гамбердова Р.У., Чаниева П.М., Майсигова З.М., Шадыжева Л.А., Хашагульгова З.Ш., Албакова И.И., Баркинхоева Р.Х. и другие.
Волнует то, что некоторые студенты, выбрав в жизни столь сложное учение, требующее без остатка самоотдачи, проявляют халатное отношение к учебе, оказываются неподготовленными к трудностям. Иногда случается так, что выбор профессии студента был определен родителями, вопреки его планов. В итоге студент сам покидает медицинский факультет или же его отчисляют за неуспеваемость.
4. Болгучева Л.З. Известные педагоги-психологи считают, что воспитание школьника наряду с обучением - святая обязанность учителя. Как Вы считаете, преподаватели вузов несут за это ответственность?
4. Аушев А.Х. Педагогическая и научная деятельность неотделимы от дела воспитания. Обучение и воспитание - это единое целое. Прямую ответственность за становление студентов - будущих врачей - несут преподаватели. Преподаватель медфакультета - это прежде всего врач, он психолог, образованный и культурный человек, приучающий студентов к самовоспитанию, ответственности за свои действия, а в особенности за знания в области медицины. Ведь любая наука развивается стремительно, приобретенные знания быстро устаревают. Поэтому и преподавателю и студенту медфакультета нужно быть в поиске новейшей информации из книг, журналов, из сайтов интернета. Ну и, конечно, трудовая дисциплина преподавателя является моментом формирующим прилежание в учении. Ведь врачами не рождаются, ими становятся. Весьма примечательна в этом отношении ежедневная молитва XII века: "Всемогущий, сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях, но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу остаться ненасытным; дай мне силу, волю и способности для расширения моих знаний так, чтобы дух мой мог обнаружить и осознать ошибки". Поэтому, считаю, вопросы профессиональной подготовки врачей должны быть тесно связаны с вопросами воспитания личности. Без таких качеств как любовь к человеку, сострадание, уважение, отзывчивость вообще сложно жить в обществе, а врач, которому не присущи такие черты характера, конечно, не способен возлюбить больного и понять его переживания.
5. Болгучева Л.З. Известно, что многие молодые люди, в данном случае абитуриенты, не очень ясно представляют свою будущую профессию, и чаще вердикт по этому судьбоносному вопросу выносят родители. Чревато ли это и должны ли родители участвовать в выборе профессии сына или дочери?
5. Аушев А.Х. Существует такое понятие как профориентационная работа. По этому вопросу неоднократно выступали в печати. В течение года отдельные моменты работы медицинского факультета показывали по телевидению. Я несколько раз обращался к руководству школ с просьбой направлять старшеклассников на факультет для совершения экскурсии в наш музей, учебные лаборатории. К сожалению, широкого распространения это обращение не получило, хотя мы всегда готовы показывать музейные экспонаты и рассказывать о направлениях в медицине. Конкурс у нас большой, есть из кого выбрать. Пользуясь случаем, приглашаю выпускников средних школ. Если вы хотите стать квалифицированными врачами - поступайте на наш факультет. Не ошибетесь! Учебный процесс ориентирован с первого дня на подготовку квалифицированных специалистов.
Да, к сожалению, нередко абитуриенты выбирают будущую профессию по желанию родителей. Этим в какой-то степени объясняется тот факт, что на 1-м курсе идет значительный отсев. Такое явление, кстати, характерно для многих медицинских вузов.
Отвечая на Ваш вопрос об участии родителей в выборе профессии взрослых детей, считаю их обязанностью и долгом перед Всевышним, но исполнение этого долга ни в коем случае не должно быть авторитарным. Здесь желание родителей должно звучать как добрый обстоятельный совет, и общение со своим сыном или дочерью о будущей профессии нужно начинать раньше, прислушиваясь к их суждениям по мере взросления, чтобы выбор был осознанным. Но и при таком подходе учиться в медицинских вузах очень сложно, поэтому нужно серьезное прилежание и усердие.
6. Болгучева Л.З. Абдурахман Хасанович, как мы уже говорили выше, вуз - это учебно-воспитательное учреждение, студент должен выходить из храма науки будучи готовым освоить любую профессию, которую по тем или иным причинам предложит ему жизнь. Много ли у Вас студентов, владеющих логическим мышлением, способных к самоусовершенствованию, духовному росту, способных к серьезной внутренней работе?
6. Аушев А.Х. Думаю, что 95% наших выпускников можно отнести к таковым. Они способны к принятию индивидуальных волевых решений, последовательны в суждениях, самокритичны.
7. Болгучева Л.З. Абдурахман Хасанович, как повышают свою квалификацию Ваши преподаватели?
7. Аушев А.Х. Каждый преподаватель в пять лет один раз должен проходить цикл повышения квалификации. Существует определенный график аттестации. Проходят циклы по повышению квалификации в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. На днях мы получили план прохождения этих циклов на 2005-2006 учебный год. Часть преподавателей обучаются в заочной аспирантуре. Приятно отметить, что только за последний учебный год четверо преподавателей медицинского факультета защитили кандидатские диссертации на различные темы. Это Цечоева А.Б. - по глазным болезням, Болгучева М.Б. по оперативной хирургии, Гадаборшев М.И. по урологии, Матиев Б.Г. по общественному здоровью и здравоохранению, Илиева Т.Б. по гинекологии.
Преподаватель Арапханова М.Я. прошла предзащиту кандидатской диссертации.
8. Болгучева Л.З. Достаточно ли оснащен медицинский факультет учебно-лабораторным материалом, литературой, хватает ли аудиторий для занятий, и как Вам помогает руководство вуза?
8. Аушев А.Х. Руководство университета, в частности, ректор, профессор А.М. Мартазанов уделяет пристальное внимание медицинскому факультету. Учебно-методической литературой почти по всем дисциплинам факультет обеспечен согласно стандарту. На некоторую недостающую литературу счета поступили, они будут оплачены и к новому учебному году библиотека наша пополнится.
Нашей библиотекой пользуются выпускники, врачи. Здесь уместно вспомнить слова известного ученого М.Я. Мудрова: "Врач без книги все равно, что работает без рук." А польский врач Келановски писал: "Врача, который не заглядывает в книгу, следует остерегаться больше болезни".
Студенты имеют возможность заниматься в лабораториях, оборудованных на современном уровне по химии, биологии, физике, микробиологии. При кафедре анатомии организован хороший музей, где имеется более 500 анатомических препаратов, муляжей, таблиц. Имеется трупный материал. Наглядными пособиями оснащены учебные комнаты по всем разделам анатомии, гистологии и физиологии.
Корпус из двухэтажного превратился в трехэтажный, т.е мы в текущем учебном году получили дополнительно шесть учебных аудиторий и компьютерный класс.
Испытываем нехватку учебных помещений на клинических базах.
9. Болгучева Л.З. Абдурахман Хасанович, талантливые люди преуспевают не только в одном направлении. Они, как правило, многоплановы. И примеров этому очень много. Наш современник врач Александр Розенбаум - певец, а итальянский тенор Карузо был прекрасным художником. Приоткройте завесу своих увлечений кроме медицины, кроме обучения и воспитания студентов.
9. Аушев А.Х. Я себя к особо талантливым людям не отношу. Заниматься чем-либо кроме педагогической, научной, общественной работой возможностей не имел. Все свободное время посвящаю чтению литературы: исторической, медицинской и художественной. Подрастают внуки. При общении с ними получаю огромное удовольствие. Они дарят мне свою детскую любовь и ласку и, невзирая на свой возраст, умеют оценить заботу о себе и быть благодарными.
10. Болгучева Л.З. Абдурахман Хасанович, какое личностное качество человека Вы не приемлете?
10. Аушев А.Х. Лживость, леность, безответственность.
11. Болгучева Л.3. Если бы Вас спросили, что является главным условием счастья, что бы прозвучало в блицответе?
1 1. Аушев А.Х. Я бы без колебания ответил, что это любимый труд. Ведь в процессе труда учишься ценить все, что тебя окружает. Труд во благо семьи, себя, близких, во благо города, в котором живешь, а по-большому счету во благо своего народа, государства.
Абдурахман Хасанович, выражаю Вам благодарность за неуспокоенность, за талант организатора, за величайший труд ученого, воспитателя. Желаю Вам студентов не только с хорошими знаниями, но и имеющих призвание к врачебной деятельности, т.е. духовно богатых молодых людей. Всех земных благ Вам и Вашей семье.

Л. БОЛГУЧЕВА,
заслуженный
учитель РИ



ЗЕМНЫЕ ГРАНИЦЫ В РАМКАХ ЗАКОНА

Прокурорский надзор
за соблюдением земельного законодательства
в республике
В мае-июне текущего года Прокуратурой Республики Ингушетия с участием специалистов контролирующих органов проведена проверка соблюдения на территории республики земельного и градостроительного законодательства.
Как показала проверка, в этой сфере допускаются многочисленные нарушения.
Одним из наиболее характерных и распространенных нарушений является самовольное занятие земельного участка. Такие факты выявлены во всех городах и районах республики. Например, случаи массового захвата земель имели место с.Сурхахи, с. Зязиков-Юрт. При этом участки захватываются не только гражданами, но и предприятиями.
Иногда землепользователи пользуются землей, имея на руках лишь решение органа государственной власти о выделении земельного участка. Другие необходимые документы (акты отводов границ земельных участков в натуре, свидетельства на право пользования землей, межевые дела) не оформляются.
Выявлены факты землепользования на основании подложных решений об их выделении. В возбуждении уголовного дела по этим фактам отказано в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Вместе с тем, в суд направлено 10 исковых заявлений о признании незаконными строительных паспортов. Решениями суда иски прокурора удовлетворены, и строительство на земельных участках прекращено.
Также распространены случаи незаконного строительства. Подобные факты выявлены на территории г.Назрани и ст.Орджоникидзевской. Так, жителями г.Назрани строительство с нарушением установленных норм ведется по улицам Муталиева и Осканова. В г.Карабулаке гражданами строятся жилые дома в охранных зонах линий электропередач и коммунальных сетей.
Грубым нарушением земельного законодательства, влекущим досрочное прекращение права пользования землей, является также использование земель не по целевому назначению. По этому основанию направлены в суд заявления об изъятии земельных участков у Торгового центра "Мархаба" и Малого предприятия "Гараж". Это нарушение особенно характерно для крестьянско-фермерских хозяйств. Например, в г.Карабулаке земли не используются по целевому назначению восемнадцатью хозяйствами, а в г.Назрани - десятью.
Широко распространены нарушения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при использовании земель. В основном, такие нарушения допускаются на автозаправочных станциях и автомобильных мойках. С нарушением экологических норм подобные объекты функционируют в г.Назрани, с.Экажево, а также вдоль федеральной трассы "Кавказ" в районе с.Яндаре.
В ст.Орджоникидзевской в границах водоохраной зоны реки Сунжа построена автозаправочная станция без получения положительной государственной экологической экспертизы.
В ходе проверки выявлены также многочисленные факты незаконного выделения земельных участков. Так, из пахотных земель Аграрного техникума Закрытому акционерному обществу "Неон" отведены земельные участки под строительство комбината строительных материалов и подъездной дороги к нему. Выделение осуществлено с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку эти земли являются федеральной собственностью и предназначены для сельскохозяйственных целей.
Во многих случаях земельные участки гражданам предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Подобные решения приняты администрациями Сунженского района, г.Малгобека. Эта практика противоречит положениям статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земля может предоставляться в собственность или в аренду.
В некоторых случаях под строительство производственных объектов предоставляются земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса, что также является нарушением требований Земельного кодекса.
Установлены случаи, когда администрациями городов и районов за гражданами незаконно закреплены участки, которые последним в установленном порядке не выделены.
По всем указанным фактам органами прокуратуры приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. В различные ведомства и организации внесено 64 представления об устранении нарушений закона и 92 протеста на незаконные правовые акты. Кроме того, в отношении 70 граждан возбуждены административные производства. В суд направлено 36 исковых заявлений об изъятии самовольно занимаемых земельных участков, а также о сносе незаконных строений.
Учитывая серьезность проблемы для республики, прокуратурой этот вопрос взят на особый контроль и в дальнейшем проверки соблюдения земельного законодательства будут проводиться регулярно.

И. ЕВЛОЕВ,
прокурор
отдела прокуратуры
Республики Ингушетия


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru