новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 74 (9595); четверг, 14 июля 2005 года

Открытый архив Ахушковы

Род Ахушковых оставил в истории Ингушетии и России яркий след в лице многих своих представителей. Так, в Российском государственном военно-историческом архиве (г.Москва) и Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург) нами были выявлены материалы, касающиеся: Ахушкова Ховды Имаковича, 1837 г.рождения, как сказано в документах, "сын почетного старшины Терской области, Владикавказского округа, подполковник, письменный переводчик Управления Владикавказского округа. (1890 г.)"; Ахушкова Алихана Хаудиевича, 1876 г.р. "из дворян мусульман Терской области, корнет 47 драгунского Татарского полка (1900 г.)," а также Ахушкова Урусхана, всадников Дикой дивизии Ахушкова Мейти и Ахушкова Заурбека Ховдиевича.
Предлагаем вниманию читателей два документа, касающиеся Ахушкова Заурбека:
"Командир Чеченского конного полка Начальнику Кавказской Туземной конной дивизии 8 октября 1916 г. № 2785 Рапорт
Доношу, что 22-го августа сего года старший урядник вверенного мне полка Заурбек Ахушков, в Ставке Верховного Главнокомандующего, ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ, лично был поздравлен корнетом. СПРАВКА: телеграмма Начальника Военно- походной канцелярии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА с.г. за № 3033. Полковник принц Фазула - Мирза" (РГВИА.Ф.3530 оп.1, д.143, л.186)
"…И уже совсем необыкновенная биография Заур - Бек Охушева (Ахушкова-Б.Г.). Как и Тугарин, питомец Елизаветградского училища, он вышел эстандарт - юнкером в Ахтырский гусарский полк и через месяц, оскорбленный полковником Андреевым, на оскорбление ответил пощечиной. Ему грозила смертная казнь. Бежал в Турцию и, как мусульманин, был принят в личный конвой султана Абдул-Гамида. Потом, с производством в майоры - он уже начальник жандармерии в Смирне. Но под турецким мундиром билось сердце, любящее Россию. Вспыхивало желание вернуться и, будь что будет, отдаться русским войскам. А когда вспыхнула война, Заур-Бек в ужас пришел от одной мысли, что под давлением немцев, он вынужден будет сражаться против тех, кого никогда, ни на один миг не переставал любить. И вот, спустя двадцать лет, новый побег, но тогда из России он бежал юношею, а теперь из Турции бежал усатый, поживший, с внешностью янычара, опытом умудренный мужчина. Высочайше помилованный, Заур - Бек принят был всадником в Чеченский полк, получил три солдатских креста, произведен был в прапорщики, затем в корнеты…" [Н.Н. Брешко - Брешковский. Дикая дивизия. Рига. 1920-е г.г. (с.34)].
Особо хочется выделить сына Заурбека Ховдиевича-Шамиля Заурбековича Ахушкова. К сожалению, это имя мало известно в Ингушетии, несмотря на то, что он жил и творил в 20-40 г.г. на Украине и г. Москве и умер в 1944 году. Шамиль был разносторонне одаренным человеком. Писатель, прозаик, кинопублицист, литературный критик, режиссер, сценарист (худ.фильмы: "Судья Рейтанеску", "Перекоп"; научно-популярный фильм "Чудова китаянка"), автор пьесы "У нас в горах". Вместе с Пера Моисеевной Атташевой он являлся составителем книг о творчестве Чарли Чаплина и У.Гриффита, а также автор либретто к фильмам и многих статей по проблемам киноискусства. Его творчество, а он творил на украинском и русском языках, и жизненный путь еще не исследованы. Три его рассказа "Бази","Лошадь", "Лермонтов" выявленные в Российском государственном архиве литературы и искусства, рассказывающие о ингушской жизни конца 20-х или начала 30-х годов, еще не увидели свет. О яркости таланта Шамиля Ахушкова можно также судить и из переписки его с выдающимся мастером кино Сергеем Эйзенштейном, датируемой 1934-1943 годами. Знакомясь с ним и рассматривая его творческий путь, а также находя о нем что-то новое, мы не перестаем удивляться его мастерству и умению тонко и лаконично выразить свои мысли в коротеньких рассказах. Лучшей оценкой его творчества, видимо, может служить высказывание А.М. Горького, в приводимом ниже отрывке письма классика мировой литературы к писателю А.Н.Тихонову, где Шамиль Ахушков особо отмечен среди именитых писателей.
Сорренто. 1 августа 1927
Дорогой Александр Николаевич - сборничек-то плох. Кроме Иванова, всё - незначительно. […] У Замятина получилось неуклюжее подражание Зощенко. "Старухи" - не интересно. Умная и горькая шутка А.К. Воронского понравилась мне. Мне кажется, что следовало бы возможно больше привлекать молодёжи; напр., Фадеев, автор "Разгрома", - человек несомненно талантливый, таков же как будто и Андрей Платонов, очень хвалят Олешу, отлично стал писать прозу Тихонов; обратите внимание на ингуша Ахушлова [Ахушков], автора книги "Ингушетия", очень "экзотичные" и грамотные рассказы. Его адрес: Харьков, Примеровская ул., 11, кв. 2. Шамиль Ахушлов. […] Жалею, что Вы едете лечиться не сюда. Но, разумеется, и на Кавказе - не плохо. Здесь поражает тишина. И - лечит. Вчера деятельно начал работать Везувий, мы - я, Максим, Зиновий, ехали из Неаполя в Кастелламаре ночью в 2 ч.; великолепно и жутковато было видеть в черном небе огромный огненный столб. Лавы - не видно, она течет в сторону, противоположную берегу залива. Сейчас - полдень, над кратером грандиозное багровое облако пара. Будьте здоровы. Всего доброго. А. Пешков. 1. V111. 27. (Горьковские чтения. 1953-1957. Москва. 1959 г. С.56 -57).
Мы надеемся также, что читателей заинтересует рассказ "Жинка" на украинском языке, посвященный классику украинской литературы Павло Тычине.
Берснак Газиков,
Тамара Газикова

Шамiль Ахушков IЗ ЦИКЛЮ IНГУШЕТIЯ

ЖIНКА З 1НГУШСЬКИХ ОПОВИДАНЬ П.ТИЧИНI


Я зустрiчаю аул пiсля багатьох рокiв розлуки. Я блукаю повильних аульських улицях, за кожною саклею на мене чатують томливi спогади дитинства. Я чую покрик муедзина, деренчливый, надсаджений покрик муедзина i йду на площу до мечети.
Липневий вечiр куриться на площi теплою тугою димчастого примеркання. Мишачi зуби самiтности гризуть мене. Я згадую про Хасана i от я в дворi мого приятеля. Я бачу зачиненi дверi саклi i замок на дверях. Я бачу, також, стайню без коняки i плетенi ясла без кукурузи. Бiльше, я нiчого не бачу i вже вiд Хасана дiзнаюся, що до його господарства прибавилася тепер жiнка.
Хасан приїхав у гарбi, накладенiй кукурудзою. Вiн лежав на зеленiй кукурудзi, пiдперши руками голову. Коняка его стала перед саклею. Я пiзнав цю коняку. Червоноармiйцi ночували колись в аулi.
Хасан вимiняв на криву їх коняку свiй залiзний кiнджал. Коняка стала Перед саклею i осiвшi на заднi ноги, застогнала. Хасан поволi злiз з гарби i аж тодi побачив мене -я сидiв у затiнку. Вiн обняв мене i розказав про своє одружiння. Вiн важко зiдхнув i плюнув. Пiзнiше я дiзнався, чого Хасан плюнув. Потiм мiй приятель пiдiйшов до коняки. Гостра губа коняки обвисала i мухи пообсiдали її загноєнї очi.
- Волла-гi, бiлл-гi, вона до ранку здохне. Навiть хутче - в ночi вона здохне - сказав Хасан, копнув ногою в запалий живiт коняки i повiв мене до саклi.
Ми сидимо в саклi й перебираємо чотки спогадiв. Хасан здiймає з стiни свiй чундирк i настроює його. Гасова лямпочка з розбитим склом, залiпленим папером, курить i пахкає. I не бачучи жiнки Хасана, я питаюся за неї мого приятела.
- Двох коняка довезти не годна - каже Хасан. Годину з поля їхати треба, двi години з поля iти треба. Вона хутко вдома буде… Перший звук чундирк тужним криком родиться зпiд пальцiв Ха - санових. Вiн грає, Хасан, сидючи з ногами на низькiй деревянiй лавцi. З суворим лицем вiн врочисто водить смичком по струнах, гордий на те, що вмiє грати, а я не граю й заздрiсно слухаю сумнi простори його грання. Дверi риплять позад мене. Косе око лямпочки, лукаве й огненне око, злодiйкувато пiдморгує. Я обертаюся i бачу жiнку в дверях. Ростом вона ледвi дiстає менi до пояса. Не сподiвавшись побачити чужого, карлиця нiяково закрила рот хусткою i, усм iхнувшись боязкими овечими очима, нечутно привiталася до мене. Тодi Хасан перестав грати. Вiн подивився на жiнку й уривано сказав її: - Розпряжи коняку! Карлиця покiрливо пiшла виконати загад. Довгий подiл її спiдницi зiрвав порох на порозi. Хасан допитливо глянув менi в лице i спитався голосом, в якiм було бажання спiвчуття. - Кажуть, що ти одружився, Заурбек? I я вiдповiв соромливим признанням: - Я був одружений, Хасане, але дружина покинула мене. В мене не було грошей та й вона пiшла вiд мене, Хасане… I вiн знов наставився грати, мiй приятель. - В мене теж нема грошей. За велику жiнку треба великий калим платити. За цю - хай буде вона проклята, - Хасан показав смичком на дверi, - за цю - хай буде вона проклята, я не платив калиму. Її нихто не хотiв брати. Мо повiки наливаються оливом утоми. Вiддаленi дрiмотою звуки чундирк сонними котенятами повзуть до мене. Уява переносить мене на зелений простiр лощовини. Женщини блукають по цiй лощовинi. Сiк трави зеленить iм перломутровi колiна. Вони бережко несуть перед собою груди. Вино бурдюками набряклих грудей жiночих п'янит мене. Я спинаюся й розкриваю очi. Жiнка Хасанова вихитуючись входить до саклi. Вона несе хомут i збрую i складає їх у кутку. Шкiра на хомутi пообдиралась, солома вилазить з нього, як язик з рота задушеного. Карлиця, не сiдаючи, скидає на порозi чув'яки i витрiпує їх з пороху й сухої землi. Вона стягає вовнянi панчохи, оголяючи потрiсканi пiдошви нiг, на яких позапiкалася чорна кров. Потiм жiнка Хасанова миє ноги.Вона кiнчає мити ноги i, припадаючи на п'ятки, приносить вiд сусiдiв жару i роздуває вогонь в залiзнiй грубцi. Хасан вiша єна мiсце чундирк, ми йдемо глянути на коняку. Нiч замикає нас в заспокiйливу прохолоду своїх обiймiв. На снiжаних подушках гiр нiч розметала синяве волосся й попереплiтала його зiрницями.Ми стоїмо в темрявi перед конякою. Коняка розплаталася на землi з витягненими ногами, стрункими й напруженими, як стовбури сосон. В закруглених, скляних її очах танцюют зорi. Хасан пробує пiдняти коняку за хвiст. Вiн на тяжку силу одриває од землu зад коняки. Хай буде вона прклята, я дурно привiз кукурудзу, каже мiй приятель i старанно плює на коняку. - Еге - ж… - кажу я йому на згоду.

Липень, 1927 р.



Искусство

Триумф


Абсолютным и безоговорочным триумфом завершилось выступление хореографического ансамбля "Маленький джигит" и вокальной группы Фаризы Шадыжевой на Апеннинском полуострове. Италия - колыбель Ренессанса, родина великих композиторов, певцов и музыкантов, законодательница мод во всем, что зовется Прекрасным, была очарована искусством наших юных артистов.

Десять концертов в девяти городах Италии прошли на одном дыхании, и ребята проявили не просто старание и энтузиазм, а по-взрослому профессионально выполнили всю программу. Интерес со стороны итальянской публики был колоссальным: полный аншлаг, восторженные оценки зрителей и прессы, восхищение и даже потрясение от увиденного - вот что пережила Италия на фестивале "Дети Кавказа за мир на планете", проходившем с 10 по 26 июня. Задолго до начала международного фестиваля крупнейшие итальянские газеты провозгласили эту акцию вестником мира, дружбы и солидарности всех детей планеты Земля и по оценкам тех же газет увиденное превзошло самые оптимистичные ожидания. Неведомая доселе культура стала подлинным откровением для искушенного в искусстве итальянского зрителя. Завораживающая пластика Оздоевой Фатимы в парном танце с Ахмедом Калоевым, мужественный Горский танец, передающий динамику жизни ингушского народа, и танец Джейрахский - воплощение героической, полной драматизма истории - все это получило высочайшую оценку прессы, специалистов и простых зрителей. Также тепло были приняты выступления вокалистов Шадыжевой Фаризы, Ахриевой Дианы и Даурбекова Зелимхана.

Очень плотный график концертов и встреч (приходилось выступать даже ночью) не помешал, а скорее способствовал тому, что ребята с полной отдачей и ответственностью проявили свой артистизм. На концерты выезжали за 3-4 часа до начала: репетировали, шлифовали движения, стремились предстать перед публикой отмобилизованными до предела. После концертов начиналось общение: итальянцы всех возрастов подходили к ребятам, выражали свою благодарность и восхищение, спрашивали, интересовались всем, что связано с нашим народом, с нашей жизнью, откровенно изумлялись.

Огромный интерес к фестивалю проявила не только пресса, но и политики во главе с Президентом Италии Сильвио Берлускони, деятели культуры, вся итальянская общественность. На пресс-конференции в Парме наши юные артисты рассказывали о культуре, обычаях и традициях Ингушетии, выступали против войны и террора.

Мэры городов Венеции, Флоренции и Пьяченцо пожелали лично встретиться с ребятами и приняли их в старинных зданиях Ратуши. Сенатор Итальянского парламента Карло Спигарази на приеме, устроенном в честь делегации Северного Кавказа, сказал о великой роли детей в будущем мироустройстве, о процветании российско-итальянской дружбы, дал высокую оценку талантам юных артистов и торжественно вручил ансамблю "Маленький джигит" и вокалистам Фаризе Шадыжевой золотую медаль с вымпелом. Помимо концертов, пресс-конференций, приемов и официальных встреч, была проведена обширная культурно-развлекательная программа. Девять прекраснейших в мире городов наверняка останутся в памяти ребят самым ярким впечатлением.

Венеция, родина Марко Поло, с ее каналами вместо улиц поразила своей архитектурой, в которой отразилась вся многовековая история города. Прикоснуться к этой истории удалось пройдясь по "Лестнице гигантов" в Палаццо дожей и прогулявшись по площади Святого Марка, на которой стоит колонна с Крылатым львом. Глядя на смешение архитектурных стилей, от романского до барокко, дети с изумлением узнавали, что когда-то маленькая Венеция была великой морской державой и ее флот наводил ужас на турецкого султана. Величественный Собор Санта-Мария Дель Фьоре во Флоренции, знаменитую падающую Пизанскую башню, очарование и красоту Пьяченцо, застывшую музыку архитектурных ансамблей Пармы, Агацано и Феррьере - все это ребятам посчастливилось увидеть своими глазами. Итальянцы, как гостеприимные хозяева, постарались сделать пребывание гостей максимально приятным и комфортным: дискотеки и банкеты, приемы и фуршеты, подарки и улыбки - все это сопровождало наших детей в течение двух недель. Даже мэры городов, увлекшись и сбросив с себя на время академическую солидарность, самолично обслуживали детей на банкетах, тем самым создавая атмосферу легкости, непосредственности и дружбы. Завоевав признание Италии и ее граждан, рассказав о своем народе и других народах Северного Кавказа, юные артисты не без сожаления покидали страну, где у них осталось много новых друзей и где сами они оставили частичку своего сердца.

Необходимо отметить, что совместную делегацию от Северного Кавказа возглавлял Президент Северокавказского Артийского Комитета Ауес Бетуганов, выразивший по окончании фестиваля огромную благодарность Министерству образования Республики Ингушетия за поддержку в проведении акции. Большую и плодотворную работу провели Шадыжева Ф.М. и Султыгова М.З., сопровождавшие детей в Италию, и, конечно же, весь коллектив Центра творчества детей и юношества Назрановского района, возглавляемый Муцольговой Марем Дзарахметовной. Это благодаря их увлеченному творческому труду, их любви к детям стал возможен нынешний триумф, и наша делегация в Италии сумела достойно выполнить высокую миссию народной дипломатии. Тамерлан ТОЧИЕВ

АллахI любит и испытывает богобоязненных

Хвала Аллах1у Всевышнему, Которому нет ровного, и нет ничего подобного Ему. Он создал вселенную по Своему могуществу без чьей-либо помощи. Он существовал до того, как были созданы направления и место, Он не имеет границ и пределов. Его нельзя постичь разумом.

Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышаший и Всевидящий. Приветствуем наилюбимейшего из любимых посланника Аллах1а Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует), ведущего свою общину по истинному пути. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Кому Аллах1 хочет добра, того испытывает трудностями и бедами". Этот праведный хадис передал имам аль-Бухари. В этом хадисе говорится о том, что если Аллах1 хочет, чтобы у кого-либо из Его верующих рабов было благословение и почтение, то дает им в жизни много трудностей и бед. Аллах1 Всевышний сохраняет веру мусульманина крепкой и чистой, но может дать ему болезни и беды, бедность или вред со стороны окружающих. Человеку могут нанести рану, он может заболеть тяжелой болезнью и умереть, а может болеть длительное время, а потом выздороветь - это тоже жизненные беды.

Религиозными бедами являются следующие: несовершение намаза, употребление спиртного, получение денег неразрешенным способом - это больше беды, так как в результате совершаются грехи и нарушается соблюдение истинной религии - Ислам.

Кого Аллах1 любит, того Он оберегает от бед в религиозных вопросах. Поэтому человек, начавший активно соблюдать все обряды и ритуалы, должен быть покорным Аллах1у и не иметь плохих мыслей. Человек не должен верить в приметы, а также не должен думать, что из-за того, что он делает намаз, стал болеть и т.п. Если его начинания сопровождаются жизненными неудачами, а именно: болезнями, бедностью или же какими-то другими бедами, он не должен говорить, что все это произошло с ним, когда он начал соблюдать религиозные обряды, так как эти мысли от шайтана. Он говорит человеку, что якобы у него было все хорошо до тех пор, пока он не стал молиться, соблюдать религию. Цель шайтана уговорить человека не соблюдать обязанности, пресечь его хорошие начинания и увести от истинного пути. У верующего человека при исполнении всех обязательных ритуалов появляется желание трудиться, иметь больше знаний, шайтан ищет причину для того, чтобы ослабить действия человека. Он нашептывает ему, что якобы на него косо смотрят люди, что о нем за его спиной плохо говорят, и так далее. Шайтан прилагает все свои усилия для того, чтобы человек все бросил и отошел от истинного пути, и пытается найти ему оправдание для этого. Внутренняя борьба человека с шайтаном видна сразу. Например, есть некоторые люди, которые раньше посещали лекции, а сейчас - нет, потому что шайтан убеждает их не ходить туда. Мусульманин не должен слушать шайтана, а когда встречает трудности, то должен терпеть и говорить "Альхамду лиллах1и, у меня истинная религия, я обучаюсь религиозным знаниям, я уже не совершаю грехов, я умею читать зикр и молитвы, у меня есть возможность соблюдать пост с правильным намерением, и я его не нарушаю". А если человек встречает беды и трудности, то должен говорить, что они временны, что это не в религиозных, а жизненных вопросах, которые не вечны.

Религия - это основное, что должен соблюдать человек. Многие пророки (Мир им) перенесли жизненные беды, а некоторых из них даже убивали. Пророки (Мир им) - самые почетные и самые лучшие создания Аллах1а. Аллах1 Всевышний дал им такие трудности, каких не было у остальных людей, и это именно жизненные беды. Многим пророкам вредили люди. Пророк Якуб (Мир ему) имел семейство, которое потом стали называть народом Баку Исраиль (народ Израиля). Они придерживались религии Ислама, но среди них были и кяфиры, которые убивали многих пророков. Пророк Яхья (Мир ему) - двоюродный брат Исы (Мир ему) со стороны матери, получил большой вред от этого народа и впоследствии был убит. Во время его жизни правил король, угнетавший свой народ. Он был женат на женщине с ребенком. Прошли годы, женщина состарилась и стала непривлекательной. Она боялась потерять свои богатства и поэтому предложила в жены королю свою дочь. Король сказал, что посоветуется с пророком Яхьей (Мир ему), и какое религиозное заключение даст пророк, так он и поступит.

Пророк (Мир ему) ответил, что это запрещено (харам). Женщина возмутилась ответом и сказала мужу, чтобы он приказал убить Яхью (Мир ему) за то, что тот посмел запретить королю то, что ему хочется. Пророка Яхью (Мир ему) убили и его голову принесли королю на подносе. С головы упала капля крови и стала кипеть - ее не приняла земля. Аллах1 покарал этого правителя… Про убийство других пророков в Коране сказано: "Их убийство и нападение на них (пророков) не имеют ни оправдания, ни праведности". Сура "Аль-Имран" аят 181.

Речь идет о тех, которые убили многих пророков. Они также хотели убить пророка Ису (Мир ему), но Аллах1 сохранил его, и они распяли другого человека. Эти люди отклонились от пути пророка Мусы (Мир ему). Они изменили Таурат и сделали свой искаженный вариант. Они считают себя лучше других людей и получают наслаждения, убивая других. Пророк Нух (Мир ему) долго терпел, когда призывал людей веровать в Аллах1а и принять Ислам. Он говорил народу: "Примите Ислам, будьте покорны единому Богу, оставьте идолов, которым вы приклоняетесь".

Пророк Нух (Мир ему) призывал людей к Исламу 950 лет. В ответ на призыв пророка люди издевались над ним, избивали и оскорбляли его. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Трудности больше всех встречают пророки и посланники, за ними аулия и те, которые следует путем богобоязненности, потом все остальные".

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru