новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 73 (9594); вторник, 12 июля 2005 года

к 235-летию единения ингушетии с Россией Навеки вместе

(Документальные свидетельства)
(Окончание. Начало в №№71-72)
Во второй половине 18 века ингуши уже несомненно обитали на плоскости, так как в 1784 году при ингушской деревне Заур была основана крепость Владикавказ (Грабовский Н. Ингуши. Сборник сведений о кавказских горцах. (Тифлис, 1876 . Вып. 9. с.2)
В 1869 году был опубликован документальный сборник, который был составлен участником военных походов против горских народов П.Г. Бутковым. Эти "материалы" Бутковым собирались по свежим следам и он является безусловным авторитетом для ученых, освещающих кавказские события с 1722 года по 1803 год.
"Для связи кавказской линии с Грузией в 1784 году построена крепость отрядом войск у Терека, при входе в ущелье гор, при ингушевской деревне Зауре и названа Владикавказом", - писал Бутков (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год, ч.2. 1869, с.131, 165). В документах конца 18 - начала 19 века содержатся упоминания об ингушских селениях Заур и Тимурково на равнине в бассейне рек Терека и Камбилеевки, в частности, при описании дороги от Моздока на Тифлис, проходившей через "Ахловы кабаки, затем через р. Кумбулей и прямо до Заурова (АКАК, Т.II, Тифлис, 1868, стр. 221; АКАК, Т. IV, стр. 805, 902). Значительное число ингушей в селении Тимурково, находившемся в 2 верстах от крепости Владикавказ на правом берегу Терека. В этом селении и в Назрани в 1810 году насчитывалось до 866 дворов и 1300 вооруженных мужчин. (Н.Г. Волкова. Вайнахи. М. 1999 с. 159).
К 1851 году "близ Владикавказа" стояли ингушский аул Темурко и на левом берегу реки Камбилеевки - аулы Османа Долгиева и Бузуртанова. На левом берегу Терека стоял ингушский аул Жантемиров. В селах Осетии жили также 40 дворов ингушей и кумык (Материалы по истории осетинского народа, Орджоникидзе, 1942 , т.2, сс.145, 314).
Ингушское село Заурово существовало задолго до основания крепости Владикавказской. Например, в рапорте генерала Де-Медема от 2 сентября 1773 года говорится: "Переход 28 верст до деревни Зауровой, лежащей при самом входе в Кавказские горы, переправа через р. Комбулей... вброд". Далее, переправившись, можно идти многими колоннами прямо из ингушского селения Заурово… Лагерь при Зауровой весьма выгоден в траве, дровах и воде; при сем месте нужно иметь постоянный укрепленный мост, ибо запрещает он вход и выход из гор, обозревает верст на 50 и малейшие предметы в поле, обеспечивает проезжающие команды в ту и другую сторону коммуникационными постами для многих военных резервов. (Сборник исторических материалов об Ингушетии. Док. № 369).
О селе Заурово Клапрот пишет как об ингушском, возле которого возникла крепость Владикавказская. Это селение возникло на старой дороге в Грузию, проходившей от Моздока на Ахловы кабаки, затем через р. Камбилеевку, далее на Заурово и затем в Дарьяльское ущелье. Село Заурово отмечает и Гюльденштедт. Село Заурово располагалось на крутом берегу Терека, в 4 верстах от места, где позднее возникла крепость Владикавказская.
К концу первой трети XlX века миграционные процессы в основном закончились и политическая карта Предкавказья оформилась. Ингуши твердо занимали территорию современного Пригородного района Северной Осетии. Владикавказ, основанный, как отмечалось, в 1784 году близ ингушского селения Заурово, в географическом центре Ингушетии, стал ее экономическим, политическим и культурным центром. Здесь на протяжении всей дореволюционной истории были сосредоточены и ее административные учреждения.
Такое положение сохранялось в 1858 году, 1862 году (Западный военный отдел)и 1870 году (Владикавказский округ). Территориальные окружные управления у них находились во Владикавказе.
Штедер отмечает, что "при входе в долину стоит башня, окруженная стеной, нежилая, которая могла бы служить для защиты прохода". Под западными горами (внутри Тарской долины) расположено селение Веппий, откуда дорога через горы ведет к Тереку. "Здесь на равнине у Балты ингуши выпасают своих овец", читаем у Штедера (стр. 45).
"Через пять верст к западу (от Сунжи) мы попали у реки Камбилеевки к ингушам или кистам, расположенным при выходе ее из лесистого предгорья... В недавнее время колония ингушей, называемых Шалха (Шолхи), расположилась у нее, под горами. Одна лишь эта колония, благодаря ее мужеству и силе нации, могла держаться… (Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей.
Ленинград, 1930 год., с. 625). Далее Штедер описывает, как от Шалха они попали в Тарскую долину: "Отсюда открывается долина Больших Ингушей и тянется на юго-восток свыше 6 верст при ширине в 4 версты. Большинство их селений лежит по северной стороне долины, частью на склоне гор, частью у реки. Также и на западной стороне реки, Герге (Штедер имеет в виду западный приток Камбилеевки, Герчоч - собственное ущелье в верховьях этой реки, ведущее в Мецхальское общество к югу) лежит несколько обособленных селений".
По многочисленным источникам, в том числе сведениям Штедера живущие в Тарской долине ингуши распадались на 7 крупных племен (Штедер ст. 44): Тергим - Хоевы, род Эги, Хамхоевы, Картоевы, Оздоевы или Цикмабухоевы, Евлоевы и веппинцы.
В 1781 году Кавказ посетил дивизионный квартирмейстер Штедер, который по берегам рек Сунжи, Камбилеевки и Назранке отметил ингушские поселения Ангушт, Вапи, Заурово и другие (Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году Штедером. Орджоникидзе, 1967 с. 52).
Как пишет Штедер: "Ахкин-Юрт был расположен у ручья Турше, вытекавшего из восточных гор. Поля акинюртовцев находились у ручья, впадающего в правый бок Сунжи. По ту сторону Сунжи, то есть на левом берегу на 4 версты восточнее лежали под лесистым отрогом земли 4 деревни акинюртовцев", представляющих собою смесь ингушей и карабулаков.
Михаил Рощин пишет, что "горные ингуши еще в первой половине 17 века поселились на безлюдных землях между левым берегом Сунжи и правым берегом Терека. Русский историк XlX века Н. Дубровин отмечал: "Тогдашние выходцы были люди мирные, занимавшиеся преимущественно пастьбою скота". В те времена писал Н. Дубровин, "богатая плоскость, простирающаяся от р. Сунжи… представляла вид дремучего леса". (газета "Народ" № 4, 1993 года.).
В горной зоне ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское (Кистинское) и Мецхальское. Возвращение на равнину после монголо-татар начинается в XVl-XVll веках. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлась Тарская долина и другие земли по р. Камбилеевке. Здесь, по свидетельствам грузинского историка и путешественника Вахушти Багратиони, не позднее конца XVll века расположено плоскостное селение "Онгушт" (отсюда название ингуши), сейчас это селение Тарское Пригородного района Северо-Осетинской Республики. (Э.Д. Мужухоева, М.Б. Мужухоев. Ингушетия и Ингуши. Москва, 1999 год, с.24).
Округ Малые Ингуши, по мнению Н.Г. Волковой, возник не позднее 50-60 годов XVlll века, (Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVlll- начале XX вв. М., 1974, с. 159). Документ 1780 года в числе 6 ингушских селений этого округа приводит и селения Заурово и Шолхи, в непосредственной близости от которых спустя 4 года возникла Владикавказская крепость. (Русско-осетинские отношения. Т.2, Орджоникидзе, 1984, с. 392). Между тем, процесс выхода ингушей на равнину продолжался и на рубеже XVlll-XlX веков. Новый импульс ему был дан договором 1810 года между Российской администрацией и влиятельнейшими ингушскими фамилиями. Жителям Ингушетии, переходившим в подданство Российской империи, представлялось право пользования землями по правому берегу р. Терека и до хребта Кабардинских гор. Уже к 1812 году в селении Назрань было 1006 дворов. (ЦГВИА, ф. 414, оп. 1, д. 300, л. 68 об.)
Всего же в районе Назрани и севернее ее к 1816 году насчитывались 93 небольших селения. К этому же периоду источники относят и образование селения Ачалуки. (АКАК.Т.8.. 669.)
"Всю многовековую и тяжелую историю ингушей следует рассматривать как на редкость упорную беспрерывную борьбу этого маленького народа за свое существование, за возможность выхода из гор на плодородные равнинные земли. Стремление к выходу на "плоскость" приходит красной нитью через все перипетии многотрудной жизни ингушей в горах". (Е.И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. М., Наука, 1971, с. 203).
Жители Тарской долины, в частности Ангушта, являются одними из первых переселенцев с гор на плоскость и здесь получили название ингуши. (А.П. Берже. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859, с. 81).
Ингуши занимают на Северном Кавказе центральное место поблизости от административного и культурного центра - города Владикавказа. Н. Яковлев пишет, "что знаменитая Военно-Грузинская дорога отделяет ингушей от осетин. Центральное положение выдвигают ингушей на одно из первых мест во всех крупных политических и культурных движениях, охватывающих Северный Кавказ за последние десятилетия. (Н. Яковлев. Ингуши М. 1925. с.7) .
"Тарская долина и другие территории по р. Камбилеевке, где не позднее XVll века уже было известно село "Онгушт" (Н.Г. Волкова, "Вайнахи", Москва, 1999. с.155).
Далее Н.Г. Волкова, опираясь на данные исследователя А.Н. Генко, "считает фамилию Зауровых, предки которых во второй половине 18 века в районе современного Владикавказа, основали также село Заур".
Как известно, почти все народы входят в историю не под самоназванием, а под названиями, данными их соседями. Название "ингуши" также было дано местному племени русскими, подобно тому, как осетинам были присвоены названия "ясы, "овсы" и так далее, грузинами и русскими. Постепенно название "ингуши" было перенесено на все родоплеменные образования, некогда известные как "галгаи", "кисты", "цоринцы" и другие объединенные с ними общей территорией и общностью культуры и языка.
По свидетельству Клапрота, Большие и Малые Ингуши включали 25 деревень, в том числе Галга, Ака, Беци, Алхар, Корби, Вушу, Голай, Ной, Гой, Мелер, Паланг, Цулай и другие.
В послевоенные годы рядом исследователей было высказано предположение об отождествлении древнего этнонима "гаргареи" с современным самоназванием ингушей - "галгаи" (И.М. Дьяконов. Рецензия на книгу Г.А. Меликишвили "Древневосточные материалы по истории народов Закавказья". ВДИ, 1946, № 2 стр. 59; Л.А. Ельницкий. Комментарии к переизданию "Известий древних писателей о Скифии и Кавказе" В.В.Латышева. ВДИ, 1947, № 4, стр. 222; В.Н. Гамрекели. О племени двалов. Сб. "Мимомхилвели". Т. 9. Тбилиси, 1957, стр. 203).
"Специально занявшись этим вопросом, я пришел к выводу, что правомерность отождествления страбоновских "гаргареев" с ингушским племенным самоназванием "галгаи" может быть признана вполне обоснованной", - пишет в своей монографии "Древняя история Северного Кавказа". Е. Крупнов в 1960 году (Е.И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960, с. 72).
Грузинское же название "кисты" прочно вошло в кавказоведческую литературу, посвященную ингушским племенам. За отдельными племенами ингушей закрепляется название, данное им окружающими соседями и русскими, с которыми ингуши установили довольно прочные отношения. Известно, что в 1770 году в присутствии акад Н.А. Гюльденштедта русский офицер принимал от ингушей присягу в верности.
Большинство народов Северного Кавказа, в том числе ингушский, относятся к коренному населению Северного Кавказа, предки которых проживали там тысячелетия. Тысячелетняя борьба ингушей и их предков была направлена для сохранения своей самостоятельности, за право жить на своей земле, борьба за существование и независимость "малой родины".
19 июля 1770 г. выходит указ о назначении грузинского архимандрита Порфирия руководителем духовной комиссии.
Указ Е.И.В. самодержицы всероссийской из Святейшего правительствующего Синода в Коллегию иностранных дел сего 1770г. июня 23-го дня присланным Святейшему правительствующему Синоду полковник и Кизлярский комендант Неймч доношением с приложением подданных ему, полковнику, от всех кистинских старшин и народов в оригинале доношении и с них на российский диалект переводов об определении к ним грузинского архимандрита Порфирия, и что о его, Порфирия, честном поведении…
… А как-де по прошению Нгушевского уезда старшин и всего народа о принятии их в вечное Е.И.В. подданство оный архимандрит по собственному его на то соглашению да гусарского полка капитан Деготодий посыланы были к тому народу и по принятии от них присяги возвратились. А по справке в канцелярии Святейшего Синода значится, что о определении во оную комиссию духовных персон по представлению оной коллегии иностранных дел Святейшим Синодом подлежащее определение 17-го дня 769г. учинено и о чем надлежит во оную коллегию указ послан, на что и ожидается требуемого уведомления.
Того ради по указу Е.И.В Святейший правительствующий Синод приказали: О вышеозначенном к помянутому полковнику и Кизлярскому коменданту Неймчу, также и во оную коллегию с приобщением с доношения комендантского с приложениями копий ( которые при сем и прилагаются) для ведома послать указы "Коллегии иностранных дел о том ведать. А для ведома о том же к полковнику и Кизлярскому коменданту Неймчу Указ из Святейшего Синода послан"
Обер-секретарь Михайло Остолопов
Канцелярист Алексей Древский
(АВПР. Ф. Осетинские дела.оп.128/2, д.1, л.414-415.об.)

Следует отметить, что вообще у ингушей во второй половине 18в. появились тенденции к установлению прочных контактов с Россией. В 1770г. Ингушетия добровольно признала сюзеренитет России.
Весь район Военно-Грузинской дороги входил в сферу древнейшего расселения ингушских племен. (А.Н.Генко. Из культурного прошлого Ингушетии. Записки Коллегии востоковедов, т.V. Л.,1930,с.696).
В русских документах XVI века их называли кистами, которые жили на Военно-Грузинской дороге в западной части Ингушетии, документах 16 века названы "Бурнашевой землей" (Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.123).
"Кисты, собственно, так называемые… живут по правому берегу Терека, в высоких горах, против осетинского колена тагауров…
Бесплодные земли их, лежащие на известковых и шиферных горах, большей частью обнаженных в виде скал, простираются от Владикавказской крепости до Дарьяла, где начинается грузинская граница и, следовательно, на тридцать верст расстояния. Деревни их Заурово и Джерах почитаемы за сборные места двух разных обществ, которые вместе с приписными к ним деревнями заключают более 500 дворов. Сие колено кистов живет в крайней бедности и управляются выборными старшинами". (С.Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч.II, Москва, 1823,с.167).
Выше ингушского Ларса находилось ингушское село Гвилети (Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152). В 16 веке и ранее в пределах центрального Кавказа мурзами могли именоваться вайнахи. "Они, жители Гвилети, прямо были слепком с джейраховцев - одного из ингушских племен, живущих между Тереком и Ассой", читаем со страниц газеты "Кавказ, в 1894г. №151". Он (Комобакин) приводит интересные сведения о религии гвилетцев, представляющих "полуязычников, полумагометан" (Вл.к-н. Комобакин Гулетовцы. "Кавказ", 1894, №151).
Через две версты от Дарьяла на левом берегу р.Терека лежит малое селение Голет… Оно населено 30 дворами кистинского племени голет и имеют в середине каменные башни для убежища и обороны в случае набега неприятельского (ЦГВИА, ф .482, оп.1, д.192, л.289 об). Далее из архивного документа читаем, "что там находились и большие "Гвилети" из 70 дворов, состоящих", которые происходят "от поколения голаев" (ЦГВИА, ф .482, оп 1, д.192, л.147 об).
Сопоставление данных документальных источников с показаниями информаторов приводит нас к выводу, что село Гвилети играло важную роль во взаимоотношениях Грузии и Ингушетии в XVI-XIX вв.
"Ингуши, называемые также кисты, галгаи, сильное кистинское колено, имеют главные жилища свои вдоль по Кумбулею и впадающим в нее ручьям до высоких гор, также по вершинам Сунжи и по сунженской реке Шадгире или Оссае, находясь, таким образом, между Малою Кабардою и чеченцами. Селения ингушевские начинаются в нескольких верстах на восток от Владикавказской крепости в предгорьях, пересекаемых возвышенными равнинами, и оттуда расширяются далее на восток и на полдень по берегам Кумбулеи, Сунжи и Шадгира неопределенною чертою." (Саратов.1996, с.84, Ингуши. Сборник статей и очерков).
Для ограждения сделанных в Предкавказье земельных приобретений, основанных и построенных станиц и городов, было принято решение о продолжении Кизлярско - Моздокской линии от Терека до Дона. За период с 1777 по 1779 гг. были построены 10 укреплений по Азово-Моздокской линии.
Все это дало возможность царскому правительству в конце 18 в. ускорить и расширить процесс раздачи плодородных земель Предкавказья крупным русским помещикам, которые переводили сюда своих крепостных из губерний центра России. Одновременно с этим правительство продолжало массовую колонизацию Северного Кавказа, при этом форсируя туда казачества.
22 августа 1810 года подписывается поручительный акт об обязательствах России перед ингушами, данный комендантом Владикавказской крепости Дельпоцо старшинам ингушских обществ, принявших российское подданство.
Так, читаем этот бесценный документ: "Я, нижеподписавшийся, по силе данной мне от главного надо мною начальства власти и доверенности, по взаимному обоюдному согласию между мною и ингушевским народом, имеющими жительство в окружности кр. Владикавказской.." (Сборник документов, АКАК об Ингушетии и ингушах. Парова Л. М., 1996, с. 88; АКАК, Т. IV. Д. 1382. с.899-901).
В "Актах Кавказской археографической комиссии", в 9 томе, на странице 429 читаем: "Для утверждения здесь русского владычества представляются два средства: 1) поселение казачьих станиц и 2) возведение укреплений при главных выходах из гор".
Сто лет назад (1825г.) один из исследователей Кавказа писал: "Ингуши, менее других наклонные к грабительству, почитаются за добрых и кротких людей". К этому времени ингуши, по их просьбе, уже были приняты (1770г.) в русское подданство, обязались охранять Владикавказ и Военно-Грузинскую дорогу от нападений враждебных русским племен и получили обещание, что земли, занятые ингушами на плоскости, останутся навсегда в их владении. Ингуши сдержали свои обязательства и в 40-х годах прошлого столетия приняли самое деятельное участие в отражении наступавшего на Владикавказ известного борца за независимость горцев Шамиля. Однако, 20 лет спустя часть ингушей из крупных селений у выхода из гор была насильно выселена, и на освободившихся землях по приказу русских властей расположились 4 казачьи станицы. Таким образом, часть ингушских земель была несправедливо отобрана, и жизнь ингуша сделалась тяжелой…
Но ингуши не мирятся со своим положением, не хотят вымирать и начинают упорную борьбу с насильниками… из "добрых и кротких людей" в короткое время становятся первыми "абреками" на Кавказе. Грабежи и убийства в станицах и даже среди бела дня на Владикавказе, ограбления поездов, организация целых отрядов, вооруженной рукой отстаивавших права ингушей на жизни и место под солнцем - все это слишком осязательным и неприятным образом доказывало русским властям и соседям, что ингуши отнюдь не думают безропотно вымирать". (Яковлев. Ингуши. М.-Л., 1925 г., с.5-6.).
Возможность торговать продуктами сельского хозяйства пробудила у горцев, в частности у ингушей, интерес к земле и борьбу за землю. Земельный вопрос обострялся в связи с поселением в 30-х годах на их землях станиц Первого Сунженского и Второго Владикавказского казачьих полков, к которым отошли значительные пространства земли.
Об этом свидетельствует в своем докладе главнокомандующий на Кавказе кн. Орбелиани на имя военного министра: "Нередко отнимали земли под казачьи поселения или укрепления и раз поселенных на новых местах, по требованию тех же обстоятельств, снова переселяли и иногда по несколько раз с места на место". (Доклад главнокомандующего на Кавказе кн. Орбелиани военному министру. Архив ЧИАССР ф.23, д.3).
После 1830 года часть ингушей принимает православие. Как следует из документов, которые мне удалось обнаружить, переход ингушей в православие был добровольно-принудительным, при этом применялись подкупы, посулы и угрозы.
Вот один из документов от 15 июля 1842 года. "По всеподданнейшему донесению военного министра об изъявленном в поданной назрановскими жителями от всего ингушевского общества просьбе-желании возвратиться к прежнему магометанскому закону". Из него видно, что местная военная администрация поддерживала стремление ингушей вернуться в ислам, но наталкивалась на сопротивление православного духовенства. Царский рескрипт гласил: возвращение к магометанскому закону запретить, но впредь насилия при обращении в православие не допускать.
"До 1858 года ингуши жили хуторами, но от одной и нескольких десятков фамилий" в верховьях р.р. Сунжи, Камбилеевки (Тарская долина) и на правом берегу р.Терек "при выходе этой реки из гор на плоскость" (Грабовский Н. Ингуши. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876, вып.9, с.3). В рапорте командующего войсками по управлению Терской областью на имя командующего войсками Терской и Кубанской областей ген.-адъютанта и кавалера графа Евдокимова сказано: "Имея в виду, что переселение аулов Ланжита и Учхот окончено уже к 30-му числу октября и что в течение зимы 1860/61 года окончится также и переселение жителей Тарской долины. (Дело №209 канц.нач. Тер.обл. по 2 отделу, 1 столу о прокламациях туземцам. Тер.обл. Начато 5 июня 1860г., окончено 6 февраля 1862г.).
Исправлявщий должность начальника Военно-осетинского округа полковник Кундухов писал командующему войсками левого крыла Кавказской линии графу Евдокимову: "После описанного переселения в ущельях по Фортанге, Ассе, Сунже и Камбилеевке, мелких хуторов и жителей никого не осталось, и дело это, к удовольствию моему, я считаю совершенно конченным". "Словом, исполнено и исполняется все, согласно желанию вашего превосходительства. Полковник Кундухов".
На рапорте есть резолюция Евдокимова: "С особенным удовольствием благодарю за это важное дело полковника Кундухова. Донести об этом главнокомандующему" (Дело генер.штаба войск левого крыла Кавказской линии V отд., по описи №436, по части распорядительной).
На месте ингушских и отчасти карабулакских земель в 1859 г. возникли казачьи станицы: Сунженская на месте села Аки-Юрт, Тарская на месте Ангушта, Карабулакская на месте села Ильдир-Гала; в 1860 году на месте села Алхасте была основана станица Фельдмаршальская, в 1861 году- на месте села Ах-Борзе возникла Ассиновская, в 1867 году на месте села Шолхи появился хутор Тарский и т.д. В 1845, 1846,1847 годах были основаны станицы Вознесеновская, Троицкая и Слепцовская.
Неблаговидную роль в организации переселенческих дел сыграл осетин по национальности генерал-майор русской службы Муса Кундухов. В своем докладе наместнику Кавказа начальник Терской области М.Т.Лорис-Меликов писал: "В мае нынешнего года генерал - майор Кундухов высказал предложение восстановить между туземцами Терской области по примеру 1860- 1861гг. стремление к переселению в Турцию и предложил взять на себя выполнение этого дела".
Сам лично в 1865 году Кундухов возглавил переселение более 20 тысяч горцев в Турцию. Многих переселенцев судьба была трагической благодаря бессовестному обману организатора их переселения генерала Кундухова. Так в 1865 году чеченцы направили письмо наместнику на Кавказе великому князю Михаилу Николаевичу, где они умоляют о разрешении вернуться. "Мы гораздо охотнее пойдем в Сибирь, чем будем жить в здешней Сибири".
В научном обороте осетинскими историками пущены две большие лжи.
Первая из них: что ингуши проживали на территории Пригородного района лишь 24 года, то есть с 1920 по 1944 годы, а до этого на этих землях жили казаки. Выходит, что ингуши отобрали свои же земли у казаков. Вторая ложь: в период гражданской войны ингуши уничтожили тысячи мирного казачьего населения.
Имеются неопровержимые свидетельства о том, что эти земли в 1859 году были насильственно заселены казаками, о том, что не было никакого геноцида казаков со стороны ингушей, а была удовлетворена просьба казаков об их переселении на новое местожительство к Пятигорску. Казакам-переселенцам была оказана материальная и иная поддержка.
Для полноты освещения темы единения Ингушетии с Россией считаем будет интересным и полезным привести документ - доношение киштинских (ингушских) старшин к коменданту Кизляра А.А. Ступишину от 1761 года. Доношение Киштинских старшин к Высокородному господину генерал-майору и Кизлярскому коменданту Алексею Алексеевичу Ступишину (Перевод с грузинского на российский диалект. 1761 год).
Просят киштинские старшины Цаук Мирза Калмамаков, Харитон Мисос, Амброси Пахомиев с товарищи и со всем киштинским народом, а о чем значит ниже. "В 1756-м году ея и в. мы, киштинские старшины и со всем народом чтобы были вечно в подданстве присягали 900 человек и в веру грекороссийского закона крещения стали воспринимать и да и в 757-м году февраля 27 и апреля 10 чисел ея и. в. из Святейшаго правительствующего синода указами по просьбе нашей о бытии под покровом всемилостивейшей государыни нашей на таком основании нам позволено… Старшина наш А. Пахомиев и оной вышеписанное желание и прошение наше донес и показанной генерал-майор фон-Фрауенидорф обещал резолюцию и в скором времени оной преставился, а вступил в тое комендискую должность полковник Иван Де-Боксберх, который послал к нам ротмистра Александра Киреева и мы показанное наше желание и прошение помянутому ротмистру Кирееву объявили, который от нас со оным и отъехал и с того время ни до ныне каждый день и час от всемилостивейшей государыни милости ожидаем о чем в великом находимся сумнении и печали, как бы чрез то долгое время христианские веры не потерять и всемилостивейшей государыни милости и от подданства нас не отрешить понеже мы никакому государству и княжеству подданы не были, а кабардинцам не токмо мы в подданстве, но и в соседстве дальне находимся, а хотя издревле Грузинскому царству подданы и были но назад тому лет стопятьдесят от онаго вольны находимся. Того ради вашего превосходительства всепокорне просим, чтоб определить к нам ротмистра Алексея Киреева и на сие наше доношение учинить милостивую резолюцию".
(Ноября 1 дня 1761 году. Помета № 511. Подан 1 ноября 1761 года. "Кизлярский Комендантский архив, св. 142; Саратов 1996, Сб. Статей и очерков, сс.533, 534.).
В 1924 году в Праге выходит "Кавказский горец", где на странице 49 представляет интересный рассказ о галгаях. Так, читаем: "Современные ингуши называют себя именем галгаи, тушины называют их гилави, грузины - кисти, кабардинцы и кумыки - мичкиш, осетины маккалон, причем в произношении последними тремя народами буквы "к", таковая произносится гортанно, и наконец русская терминология превратила народ галгаи в народ ингуши.
Народ галгаи с древних времен занимал правый берег р.Терека, ущелья рек Камбилеевки, Сунжи, Ассы, Фортанги и далее на восток до границ с землями чеченцев.
В 1784 г. на месте галгаевского аула Дзаура-Юрт на правом берегу Терека русскими войсками была построена крепость Владикавказская, имевшая назначение служить охранным пунктом путей сообщения России с Грузией. Правый берег Терека вплоть до границы Грузии принадлежал ингушам. Их земли простирались до Дарьяльского ущелья включительно и уже на левом берегу р.Терека, против нынешнего Гвилетского моста, находится ингушский (галгаевский) аул Гвилети.
На восток от г.Владикавказа в 15 верстах в ущелье р.Камбилеевки (Галми) расположен был многобашенный многолюдный аул галгаевцев под названием Онгуште. Царевич Вахушти в своей географии Грузии описывая сопредельные с Грузией народы, коснувшись народа кисти, называет галгаевский аул Онгуште именем Ангусти.
Первое знакомство русских с народом галгай по приходе их в район нынешнего Владикавказа, естественно завязалась с галгаевцами проживавшими в ауле Онгуште или в ущельи Камбилеевки, т.е. в Галми-Чоч, что значит в ущелье р.Галми.
Русские, по видимому, предположив, что в данном случае они имеют дело с отдельным народом, стали называть его онгушт или онгуш, в результате чего историческое наименование народа, именующего себя "галгай" превратилось в следствии заблуждения русских, в название "ингуш": это историческое недоразумение должно быть исправлено и народ "галгай", должен носить свое собственное имя.
Народ галгай делится на отдельные фамилии и по обычаю, в республиканском духе, одна из нескольких фамилий признавалась главою союза галгаевцев, а аулы этих фамилий признавались сборным местом. Такими сборными местами у народа галгай являлись - в ущелье реки Ассы аул Уги-Кал, а в ущелье реки Галми аул Онгуште. В первом происходили сборы в случае внешней опасности с юга-со стороны Грузии и с востока - со стороны Чечни, а во втором, в случае такой же опасности с северо-запада со стороны кабардинцев, кумыков и осетин.
Около аула Уги-Кал сохранился довольно высокий камень в виде надмогильного памятника, через который каждый воин перед выступлением в поход или в набег должен был с разбега перепрыгнуть в боевых доспехах и с запасом продовольствия на трое суток. Не выдержавшие этого испытания в поход не брались.
В ауле Онгуште имеется курган под названием "Фос-ека-Барц", т.е. курган дележа добычи. Примечательно то, что долю военной добычи получали и те, кто оставался дома, не участвовал в походе, так как они охраняли семью и имущество ушедших в поход.
В 1866 году, в порядке административном в видах "колонизации края", аул Онгуште был выселен частью на плоскость, а часть населения ушла в соседние аулы в горах же. На освобожденное таким путем место были переселены из Владикавказа 183 семейства русских, составлявшие военное население крепости. Эти-то поселенцы и образовали казачью станицу Тарскую, получившую свое название от аула Тарш, расположенного у верховьев реки Галми или по русски Камбилеевки.
В этих же видах и соображениях были заложены на месте галгаевских аулов Эхки-Юрт на р. Сунже станица Сунженская, а еще восточнее станица Воронцово-Дашковская.
Эти-то казачьи станицы, главным образом, и ряд других разделили народ галгай на две части, отделили горную и плоскостную части друг от друга, в то же время отделили галгай от их единоплеменников чеченцев.

Р.Ш. АЛБОГАЧИЕВ,

депутат Народного Собрания, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru