новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; 53 (9575); четверг, 26 мая 2005 года

И верно музыке служить…

(Очерк)
- Мама, запиши меня в музыкальную школу…
Голос дочери вывел Алину Федоровну из состояния задумчивости. Она обернулась и увидела, что Роза, минутой ранее поспешавшая за ее торопливыми шагами, теперь стояла на месте, повернувшись в сторону двухэтажного кирпичного особняка. Из его распахнутых окон в прохладу тенистой аллеи Старого Малгобека лились звуки фортепиано. Под пальцами невидимого музыканта рождалась мелодия из многосерийного телефильма «Семнадцать мгновений весны».
В натянутых струнах солнечных лучиков, которые пробивались сквозь густые кроны деревьев, заблудилась целая стайка бабочек, а в хрупкой фигурке маленькой девочки было что-то трогательное и беззащитное. Подавшись вперед, она словно растворялась в нарастающих звуках царственного инструмента.
Алина Федоровна начала было говорить, что ей надо спешить, что она уже опаздывает на работу, но, заглянув в глаза дочери, увидела в них такую искреннюю мольбу, которая заставила ее прерваться на полуслове. А когда Роза вновь повторила свою просьбу, она просто протянула ей руку и молча повела по дорожке в сторону главного входа.
Так в жизни Розы Касумовой состоялось событие, определившие ее будущее.

У подножия
Олимпа
Их встретил директор Малгобекской музыкальной школы Николай Алексеевич Шевцов. Талантливый музыкант и педагог, он, собственно, стоял у истоков зарождения в Малгобеке музыкальной культуры. Н. А. Шевцов не только основал в городе школу, где сотни мальчишек и девчонок приобщались к высокому искусству, но и быстро вывел ее в разряд самых известных в бывшей Чечено-Ингушетии образовательных учреждений. За долгие годы ее директорства Малгобекская музыкальная школа прочно занимала в республике положение базовой, а ее выпускники не раз демонстрировали свои блестящие способности и подготовку, покоряя престижные музыкальные учебные заведения.
Всего этого маленькая Роза тогда не знала и знать не могла. Но с первых минут знакомства этот человек сумел расположить к себе и Алину Федоровну, и ее дочь. Николай Алексеевич тут же определил для Розы преподавателя в классе фортепиано и искренне пожелал девочке успехов на новом поприще. Так в 1976 году Роза Касумова оказалась у подножия музыкального олимпа, взбираться на который она будет в последующем с неожиданным упорством и терпением. На этом пути повстречаются ей трудности и горькие разочарования. Но справиться с ними Розе поможет постоянное ощущение счастья жить музыкой, которое останется в ее душе вопреки всему. Для этой тонкой и ранимой души самым трудным окажется справиться с равнодушием некоторых взрослых. Но и это она выдержит, вспоминая каждый раз слова мамы, сказанные ею в тот день. Когда за ними закрылась дверь вестибюля музыкальной школы, Алина Федоровна, заглянув в светящееся радостью лицо дочери, сказала: «Твоя просьба выполнена, но если ты когда-нибудь захочешь бросить музыкальную школу, я буду очень разочарована».

Под стук колес
Добираться на занятия Розе приходилось через весь Старый Малгобек. В те времена участки Старого Малгобека, разбросанные по Терскому хребту, связывала узкоколейная железная дорога, построенная когда-то для нужд нефтяников. После занятий в общеобразовательной школе девочка успевала заскочить домой, чтобы, перекусив, прихватить нотную тетрадь и бежать на остановку. Сразу за этой остановкой вниз убегал густой лес, сверху напоминавший большую зеленую чашу. Стук колес приближающегося поезда и натужный гудок маломощного паровозика перекатывались в эту чашу и, отдаваясь по ее неровным краям долгим эхом, постепенно затихали. Сменялись времена года и летний вагон, напоминавший террасу на колесах, уступал свое место зимнему, в котором кондукторша, как добрая хозяйка, топила углем пышущую жаром печь. Под перестук колес Роза, в предвкушении встречи с полюбившимся инструментом, на нотной тетрадке тренировала пальцы, чтобы в музыкальной школе каждую минуту использовать для игры. Было в этом что-то по-детски наивное и искреннее. Первое время вместе с Розой на занятия в «музыкалку» ездили ее одноклассницы Аня Калимбетова, Ира Алейникова и Тоня Дудченко. Двое из них до конца так и не дошли, бросив музыкальную школу. А вот Ира Алейникова, тоже закончив в последующем музыкальное училище, сегодня работает по специальности в Минеральных Водах.
Нужно признаться, что и Р. Касумовой приходилось нелегко. Ее преподавательница, сразу определившая круг своих любимцев, девочку в него не включила. И чаще всего узнавать что-то новое и интересное для себя ей приходилось, слушая объяснения преподавателя, адресованные другой ученице, которая занималась перед ней. В такие минуты она тихонько сидела в своем уголке и что-то отмечала для себя, для своей игры.
Контакт между взрослым и ребенком, столь необходимый в музыкальном обучении, так и не заладился. Годы спустя, в своей собственной педагогической практике Розе Касумовой удастся избежать этого. И сегодня каждый ученик с удовольствием переступает порог ее класса, открывая вместе со своим чутким наставником дверь в прекрасный мир музыки.

Звездный час
Уже в седьмом классе музыкальной школы Розе посчастливилось стать участницей проходившего в ЧИ АССР конкурса исполнительского мастерства среди учащихся музыкальных школ республики. На отборочный тур, проходивший в Назрани, она попала по непонятному ей до сих пор стечению обстоятельств. Ее преподавательница усиленно готовила и делала ставку на другую девочку. Но фаворитка не произвела должного впечатления на членов отборочной комиссии. А вот игра Розы им понравилась. Мнение музыкальных авторитетов, среди которых оказались заведующая фортепианным отделением Грозненского музыкального училища А. Разброская и преподаватели этого отделения И. Арадовская и С. Высоцкая, для Р. Касумовой оказалось первый высокой оценкой ее способностей. Она была счастлива, принимая поздравления друзей и преподавателей. Не поздравил Розу только один человек – ее собственная преподавательница… А как она ждала именно этих поздравлений! Победительница отборочного тура, завоевавшая сердца самых строгих и взыскательных экзаменаторов, возвращалась в Малгобек, незаметно утирая слезы разочарования, предательски катившиеся по ее щекам…
На следующий день в музыкальной школе ее ждал настоящий звездный час. Директор школы Николай Алексеевич Шевцов, не скупясь на добрые слова, горячо поздравил девочку и сообщил, что теперь ей предстоит выступать на заключительном этапе конкурса, который будет проходить в Грозном на сцене Чечено-Ингушской госфилармонии.
В назначенный день Роза, счастливая и принаряженная, не находила себе места. Нетерпеливо поглядывая на часы, она с нетерпением ждала автобус, на котором за ней должны были заехать. Так никого и не дождавшись к указанному часу, она решила поехать в музыкальную школу, узнать, что случилось. Школьный вестибюль встретил ее тишиной. Здесь она провела несколько долгих часов, надеясь, что каждая следующая минута что-то изменит. Откуда ей было знать, что, может быть, как раз в это самое время на сцене госфилармонии вне конкурсной программы выступает девочка, не прошедшая отборочный тур. Ее вместо Розы повезла в Грозный их общая преподавательница.
В тот день Р. Касумова вернулась домой заплаканная и опустошенная. Уступив настойчивым расспросам, она впервые рассказала матери обо всех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться с самого начала. Алина Федоровна не могла оставаться безучастной к маленькой трагедии, разыгравшейся в душе дочери. Когда все это стало известно директору музыкальной школы, он в категорической форме потребовал, чтобы преподаватель немедленно принесла свои извинения обиженной ученице.

Когда улыбается удача
Тем временем Роза начала усиленно готовиться к поступлению в Грозненское музыкальное училище. Незадолго до этого мама, скопив деньги, привезла ей из Орджоникидзе подержанное пианино. Теперь, имея собственный инструмент, Роза часами просиживала за ним, оттачивая свою технику и стиль. В работе над программой, которую она готовила к поступлению, ей помог и опыт участия в конкурсе.
В маленькой квартире Касумовых звучали инвенции И. С. Баха. С помощью полифонии этих небольших пьес, развивающих изобретательность музыканта, Роза добивалась безупречной певучей манеры игры. В фортепианных сонатах Гайдна, Моцарта, Шуберта она училась следовать меняющемуся настроению больших музыкальных форм, демонстрировать характер инструментальной музыки. Этюды К. Черни и М. Клементи помогали ей в работе над техникой исполнения.
В напряженной работе незаметно пролетел последний месяц, и наступило время ехать в Грозный. С замиранием сердца отправилась Роза в дорогу. Благо, что встретила ее на месте старшая сестра, к тому времени уже жившая в столице. И все же, отправляясь на экзамен, Р. Касумова совсем не была уверена в успехе. Грозненское музыкальное училище многие в те годы считали вершиной своих устремлений. И покорялась эта вершина далеко не всем.
- Наверное, мне улыбнулась удача, - вспоминает сегодня Р. В. Касумова. – Меня, недавнюю участницу конкурса, сразу вспомнила заведующая фортепианным отделением училища Разборская. А от ее мнения зависело, пожалуй, все. До сих пор вспоминаю, с каким страхом впервые в жизни садилась за настоящий рояль. Помню этот зал училища, полный солидных взрослых людей, ту звенящую обстановку, в которой проходил экзамен.
Когда приемная комиссия вывесила на всеобщее обозрение результаты экзаменов, Роза от волнения не сразу нашла в списках свою фамилию. Она уже шла прочь от стенда, когда ее остановила мать одной из поступавших.
«Как ваша фамилия?» - спросила она и, услышав ответ, сказала: «А чем же вы так расстроены? Вы ведь поступили, я видела вашу фамилию рядом с фамилией моей дочери».

Их связала
музыка

В музыкальном училище у Р. Касумовой были прекрасные педагоги, сумевшие убедить свою студентку в правильности сделанного ею выбора. Надежда Федоровна Войт, Артем Григорьевич Никогосов, Николай Александрович Ахвердов – профессиональные музыканты, много лет отдавшие преподавательской работе, стали для Розы настоящими наставниками. С их помощью она, наконец, нашла свое место в мире музыки.
В 1987 году она вернулась в Малгобекскую музыкальную школу в новом качестве. Николай Алексеевич Шевцов встретил молодого специалиста с радостью и сразу же предоставил работу юной выпускнице училища. Роза стала преподавателем по классу фортепиано и вот уже около двадцати лет служит любимому делу. Сегодня она не только преподает музыку детям, но и охотно делится опытом с коллегами, ее открытые уроки вызывают интерес на республиканском уровне, а участие в конкурсах педагогического мастерства, где она выступает в роли концертмейстера, давно снискали ей известность в профессиональных кругах.
У концертирующего преподавателя, убеждена Роза Вахидовна, есть возможность постоянно работать над повышением своего исполнительского уровня. В этом, прежде всего, помогает доброжелательная критика коллег. Чтобы учить детей, нужно постоянно учиться самой.
Сегодня многие бывшие ученики Р. В. Касумовой профессионально занимаются музыкой. Кто-то из них продолжил свое образование дальше, поступив в училища и вузы, кто-то уже работает в детских садиках и общеобразовательных школах.
Много талантливых детей и среди сегодняшних учеников Розы Вахидовны. Она рассказывала мне об успехах Лейлы Хамчиевой, Хавы Далаковой, Марины Аветисовой, Миланы Котиевой, Залины Ахриевой, Миланы Кориговой, Заремы Зязиковой и других. Но самый хвалебный отзыв я услышал о Магомеде Хамчиеве. По мнению Р. В. Касумовой, хорошие технические и музыкальные данные этого мальчишки, его замечательный слух и музыкальная память, а также умение слышать музыку и воспроизводить ее в правильном виде на музыкальном инструменте, все это вкупе позволяет надеяться, что в будущем его ждет успех. Конечно, если Магомед захочет связать свое будущее с музыкой. К сожалению, в последнее время музыкальное образование потеряло в глазах родителей былой престиж.

В созвездии талантов

В стенах музыкальной школы г. Малгобека сегодня работают прекрасные люди. Четыре десятка лет трудится здесь на теоретическом отделении Антонина Яковлевна Ефимова. Под ее началом дети познают основы теории музыки, изучают сольфеджио-музыкальную математику, нотную грамоту и специальную музыкальную литературу. С ее помощью начинающие музыканты узнают глубинные законы, по которым рождается и живет музыка. Ответственность, с которой Антонина Яковлевна подходит к своему делу, требует постоянного напряжения сил. Но ей удается в понятной форме донести сложный материал до каждого, кто приходит на ее занятия. Уже много лет А. Я. Ефимова является заслуженным работником культуры Чечено-Ингушетии, а ее опыт изучают во многих концах нашей страны.
Роза Вахидовна познакомила меня еще с одним увлеченным человеком – Людмилой Николаевной Дорош. Выпускница отделения народных инструментов Грозненского музыкального училища, она в свое время не один год проработала в блистательном симфоническом оркестре Чечено-Ингушской госфилармонии. И вот уже 7 лет, после переезда в Ингушетию, учит игре на скрипке учащихся Малгобекской музыкальной школы. И дети платят Людмиле Николаевне неподдельной любовью за ее доброе отношение к ним.
С 1977 года на фортепианном отделении служит искусству Ольга Владимировна Матвеева. Сегодня у нее есть собственные методические труды, которые собирается издавать Министерство культуры республики. О. В. Матвеева – заслуженный работник культуры РИ. В 2000 году она стала обладательницей премии «Золотая лань» в номинации «За преданность профессии».
- Получать «Золотую лань», - вспоминает Ольга Владимировна, - было безумно приятно. Наверное, каждому человеку важно знать, что его труд оценен по достоинству, осознавать, что его вклад в развитие культуры оказался весомым и значительным.
В Малгобекской музыкальной школе много прекрасных, по-настоящему талантливых педагогов. И каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Приводя ребят в прекрасный мир музыкального искусства, они делают важное дело. Ведь человек, узнавший в детстве произведения Чайковского, Баха, Мусоргского, Шопена, Бетховена и других бессмертных композиторов, всегда будет хранить в своей душе высокую духовность и величие богатых музыкальных традиций, которые складывались веками и делали людей светлее и чище. Поэтому так важно показать ребенку широкую палитру божественных звуков. Но для этого его наставнику необходимо быть в постоянном поиске.
- Музыкант не имеет права останавливаться на достигнутом, - говорит Р. В. Касумова. - Всю свою жизнь он обязан совершенствоваться. Вот, к примеру, недавно мы с Людмилой Николаевной попытались сыграть «Веселый танец» выдающегося немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Должна признаться, что я долго не могла добиться нужного звукоизвлечения. Думаю, злую шутку со мной сыграло название произведения. И тогда Л. Н. Дорош посоветовала мне представить обстановку Вены и Парижа ХVIII века, тот период, когда в этих городах жил и занимался творческой деятельностью этот великий композитор, отразивший в своем творчестве черты классицизма, присущего его времени. В своем воображении я увидела европейский музыкальный театр, оперную реформу, осуществленную Глюком, и даже бальные наряды придворных дам. И только тогда произведение композитора зазвучало у меня в лирико-трагедийном ключе, выражая возвышенные и правдивые чувства автора своей мужественной, героико-драматической музыкой.

Разговор с
президентом

Сегодня детская музыкальная школа г. Малгобека, теперь эта школа искусств, ютится в помещениях своего бывшего филиала. Того красивого особняка на участке Картофельный уже давно нет – оползни стерли его с лица земли. Основанная в 1954 году школа встретила свой юбилей в условиях, которые совсем не соответствуют ее нуждам. В классах, которыми она располагает, отсутствует необходимая звукоизоляция. Нет у школы (это самое главное) своего концертного зала. Понятно, что в таких условиях полноценно работать, а, тем более, пропагандировать музыкальную культуру невозможно. Многие педагоги говорили мне об этом с болью в голосе. Но в последнее время перед ними забрезжил свет надежды.
- Во время вручения мне знака “Заслуженный деятель культуры”, - рассказывает Р. В. Касумова, - я набралась смелости и рассказала Президенту Мурату Зязикову обо всех наших проблемах. Он внимательно выслушал меня, а потом подозвал сотрудника своей администрации и тут же распорядился вплотную заняться нашим вопросам и о результатах доложить ему лично. Боюсь сглазить, но, кажется, в будущем году в Малгобеке начнется строительство новой музыкальной школы. Мы так давно мечтаем об этом!

Ахмет ГАЗДИЕВ
На снимке: цветы наставнику.
Р. В. Касумова со своими выпускниками



Мусульманин

Когда Ваха переступает сегодня порог мечети, находящейся на участке Кутузова в Старом Малгобеке, старики и молодежь подчеркивают свое особое расположение к нему. Больше всего этого молодого и скромного парня смущает, если какой-нибудь убеленный сединой уважаемый старик приглашает его присесть на почетное место рядом с собой. Куда уютней, в силу своего характера, он чувствовал бы себя где-нибудь в дальнем углу, никем незамеченный.
Особое отношение к Вахе может показаться неожиданным только на взгляд непосвященного. Действительно, сегодня уже никого не удивляет, что в наши мечети потянулась молодежь, а многие молодые ребята изучают теологию в исламских институтах и пополняют ряды представителей духовенства. И хотя в случае с Вахой также нет ничего исключительного, объяснение тому, почему его выделяют из общей массы, все же существует.
Семь лет назад он, русский парень, принял ислам, полностью изменил свою жизнь, поменял имя и даже фамилию…
После службы в армии, вернувшись домой, Василий Соколов пошел работать на автосервис. Здесь он быстро сблизился с Якубом Кариевым, своим коллегой. С каждым днем их беседы становились все доверительней, и вскоре заговорили они и на темы религии. Василий задавал вопросы, а Якуб охотно отвечал на них. Поэтому Якуба вовсе не удивило, когда его друг однажды высказал свое желание принять ислам.
Обряд проводил имам центральной мечети г. Малгобека Хасан-Хаджи Гуражев. Когда все было завершено, священнослужитель пожелал новообращенному не сворачивать с избранного им пути и постоянно укреплять в себе дух обретенной веры. Так Василий стал Вахой, а Якуб с тех пор - его названный брат.
Опекуном и первым учителем Вахи, научившим его делать намаз, стал отец Якуба, который принял парня как родного.
Арабский язык Ваха начал изучать под началом Микаила Баталова, ставшего впоследствии имамом местной мечети и преподавателем основ религии в общеобразовательной школе.
- Сегодня я счастлив, что семь лет назад на меня сошла милость Всевышнего, - говорит Ваха. – Благодаря этому, я обрел истинную веру и защищен от греховных влияний.
Надо сказать, что решение этого парня принять ислам его родственниками было встречено с пониманием. Позже, после смерти матери, он стал единственной опорой для своих младших братьев и сестры. И с этим испытанием справился достойно.
Сегодня Ваха подумывает о том, чтобы обзавестись собственной семьей. Единственное требование к будущей избраннице – она обязательно должна быть мусульманкой.
Так в ладу со своей совестью и живет этот парень. Он молод и еще пока не успел сделать в жизни что-то заметное. Как и многие в его возрасте, он о чем-то мечтает, строит какие-то планы на перспективу. А пока трудится в одной строительной фирме и украшает землю добрыми делами и поступками. С истинной верой в душе он идет по жизни легко и свободно, потому что когда-то сумел найти единственно верный путь.

А. ГАЗДИЕВ



Дети с одинаковой судьбой

Всякий раз отправляясь в дом-интернат для умственно отсталых детей ст. Троицкой Сунженского района, иду с тяжелым грузом на душе от ожидаемой встречи. Для меня такой визит становится своего рода испытанием на морально-психологическую стойкость. Родители могут перенести, выдержать многое ради детей. К великому сожалению, не все дети рождаются умственно и физически полноценными. На то есть масса причин, начиная от генетики и кончая наркоманией и алкоголизмом.
Медицина бессильна против таких болезней. О таких детях заботу полностью берет на себя государство, создаются целые интернаты, дома, где они содержатся, кормят их, одевают, оказывают медицинскую помощь, воспитывают их, обучают. Для многих детей, попавших сюда по воле судьбы, интернат становится родным домом. Одним из таких и является дом-интернат ст. Троицкой, который всегда находится под пристальным вниманием руководства республики, органов соцзащиты. Директором этого дома-интерната является Евлоев Рустам Магомедович. Он рассказал нам, как и когда возглавил это непростое заведение, где от воли и способности руководителя подчас зависят судьбы многих десятков беспомощных детей.
В 2003 году его пригласили на работу в интернат. Первое время было тяжело. Помимо множества материальных и финансовых проблем, имел место и чисто человеческий фактор.
- Конечно, было тяжело и непривычно, - с улыбкой вспоминает то время Рустам Магомедович, - дети ведь неординарные.
В данное время в доме-интернате проживает 81 ребенок разных национальностей, но с одинаковой судьбой. Эта судьба свела их вместе, в одну семью, здесь в ст. Троицкой.
По тяжести заболевания дети делятся на несколько категорий. К первой категории относятся дети с наименьшей степенью умственных отклонений. Для них имеются классные комнаты, как в обычной школе - с партами, доской. Программа для обучения детей дома-интерната упрощенная и заметно отличается от программы в обычной школе. Их обучают элементарному счету и письму. Ко второй и третьей категориям относятся самые тяжелые воспитанники – это лежачие, т.е. дети, подверженные детскому церебральному параличу, тяжелой форме рахита и болезни Дауна. К четвертой категории относятся так называемые «бегунки». Сюда входят дети, которые в отличие от неподвижных могут передвигаться ползком. Детей обслуживает 36 санитарок, 8 воспитателей, врач-фельдшер и 5 медсестер. В детском доме-интернате царит свой особый мир. Не каждый руководитель и педагог решится работать в таком учреждении.
Тяжелый морально-психологический груз ложится на их плечи при исполнении профессиональных и служебных обязанностей. Их благородство и моральный дух помогает им в этом благородном деле. Выйдя из жилого корпуса, я прошла по территории дома-интерната. Вокруг двухэтажного здания, аккуратно выложенного асфальтом двора, раскинулась аллея, буйная зелень которой радует глаз. Повсюду видна чистота и ухоженность – это дело заботливых рук воспитателей и воспитанников.
Во дворе интерната построен новый корпус для проживания детей–инвалидов, достигших 18-летнего возраста. Их в интернате больше половины. Как рассказал директор детского дома Рустам Евлоев, на первом этаже расположена администрация интерната. А на втором этаже будут жить дети, которым нужно готовиться к самостоятельной жизни, для них созданы все условия.
Неплохо здесь обстоят дела и с успеваемостью. В прошлом году пятеро воспитанников детского дома закончили профессиональное училище №1 г. Назрани. Имеют специальности водителя, швеи.
Много добрых слов и пожеланий было сказано сотрудниками детского дома в адрес министра соцразвития Алихана Дзейтова за постоянную заботу и внимание к детям. С его помощью воспитанники детского дома прошлым летом имели возможность побывать на море.

Р. КАРТОЕВА



Хоастам бу хьона, я АллахI!

Тхо бусалба кхоллараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
1айха везваь вайтача, хьай Элчан Мохьаммад -
Пайхамара умматаг1а тхо кхоллараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Киши – Хьажа вайтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Кунта – Хьажа вайтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
1овда, Велий, Азака а бахкийтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Даьда а, Бахьа а, байтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Бат1ал – Хьажа вайтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Сердо тхона вайтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Мани -1а вайтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Массо овляаш, устазаш кхоллараг1а хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Тха даьшта уж гойтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Б1аргтоха, зерат де цар дезал тхона гойтараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!
Ишттал, боккха тхона къахетам бараг1а, хоастам бу хьона, -
- я Аллах1!


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru